Консультирование по вопросам контрацепции
/Заключение Международной группы медиков-консультантов МФПС, 1994 г./

Введение

Решения, принимаемые в отношении сексуального и репродуктивного поведения, включая использование контрацептивов, являются важными. Они оказывают большое влияние на личную и семейную жизнь, как на ближайшую, так и на отдаленную перспективу.

Эти решения связаны с биологическими, культурными, социально-экономическими и этическими аспектами жизни. Лица и организации, предоставляющие услуги в области планирования семьи, должны помогать клиентам оценить их проблемы в этой области, в особенности, когда речь идет о принятии постоянных или долговременных решений. Исследования показывают, что если персонал, предоставляющий такие услуги, находит время на выслушивание клиентов и ответы на тревожащие их вопросы, использование контрацептивов улучшается

Консультирование по вопросам контрацепции является взаимным процессом общения консультанта и клиента. В этом процессе один человек помогает другому определить ее/его потребности в области охраны репродуктивного здоровья и принять самые приемлемые решения, касающиеся использования безопасной и эффективной контрацепции. Консультирование включает обмен информацией и мнениями и их обсуждение.

Вопросы, относящиеся к консультированию по вопросам контрацепции

При консультировании клиентов по вопросам контрацепции следует иметь в виду следующее:


Если клиенту требуется помощь в выборе метода контрацепции, ему должна предоставляться информация обо всех имеющихся в наличии приемлемых вариантах. Консультирование по поводу методов контрацепции должно включать обсуждение преимуществ, недостатков, эффективности, механизма действия, медицинских противопоказаний и возможных побочных эффектов каждого из методов. Следует помнить, что преимущества и недостатки каждым клиентом воспринимаются и оцениваются по-разному. Консультант, будь то женщина или мужчина, не должен навязывать свое мнение клиенту. В то же время для правильного выбора клиент должен четко представлять абсолютные медицинские противопоказания, что поможет ему сделать правильный выбор. Дискуссии должны учитывать интересы клиентов. Очень часто клиенты обращаются за помощью в организацию/учреждение, предоставляющее услуги такого рода, уже сделав свой выбор. В таком случае основное внимание при консультировании необходимо сосредоточить на обсуждении того, насколько подходит выбранный метод клиенту, при этом должны быть обсуждены и/или упомянуты другие приемлемые варианты.

После того, как клиенты сделают или подтвердят свой выбор, консультирование следует сфокусировать в основном на тех услугах, которые клиент должен получить в связи с выбранным методом, а также на том, как правильно пользоваться методом.

В случае необходимости при консультировании следует обсудить вопрос о мерах защиты клиента от инфекций, передаваемых половым путем (ИППП). Клиентов надо проинформировать о том, что хотя большинство барьерных контрацептивов при их использовании обеспечивают некоторую защиту от ИППП, только презерватив надежно защищает от ВИЧ-инфекции.

Необходимо запланировать дальнейшие контакты с клиентами и поощрять их обращаться к лицам/организациям, предоставляющим услуги по вопросам контрацепции во всех случаях, когда у них появляется необходимость обсудить тревожащие их проблемы. Последующие визиты являются хорошей возможностью продолжить обсуждение других вопросов, связанных с репродуктивным здоровьем, которые не затрагивались во время первого визита. Если клиент не удовлетворен методом, которым он пользуется, во время этих визитов можно также обсудить альтернативные варианты.

Обучение персонала

Обучение персонала технике проведения консультирования является существенным условием, позволяющим удовлетворить потребности клиентов и добиться правильного применения контрацепции. Помимо лиц, для которых проведение консультаций является должностной задачей, все другие сотрудники служб планирования семьи, по роду своей деятельности вступающие в непосредственные контакты с клиентами, также должны пройти обучение искусству общения и технике проведения консультирования. Искусство общения включает в себя умение говорить языком, доступным для понимания клиентов, внимательно, с участием их выслушивать и задавать встречные вопросы, умение оценить, понимает ли клиент предоставляемую ему информацию. Чтобы консультирование было эффективным, персонал, занимающийся проблемами планирования семьи, должен верить в значимость этих проблем, иметь точную и современную информацию об имеющихся в наличии методах контрацепции. Консультант должен отложить в сторону свои собственные предпочтения и помочь клиенту сделать свой собственный репродуктивный выбор.

Консультирование при особых ситуациях

Консультант должен принимать во внимание особенности своих клиентов (например, подростков, женщин в предменопаузальный, послеродовый или послеабортный периоды, женщин с различными заболеваниями).

Консультирование и предоставление услуг по вопросам контрацепции должно быть легко доступным для подростков. Нужно заранее предусматривать и совершенствовать такие методы и средства, которые будут способствовать привлечению подростков в службы планирования семьи. Они должны быть уверены, что им ничего не угрожает; они не должны чувствовать себя неловко, обращаясь за консультацией или услугами по вопросам контрацепции.

При консультировании женщин в предменопаузальном периоде важно помнить, что хотя их фертильность в этот период снижается, в силу чего приемлемым для них может быть менее эффективный метод контрацепции, однако нежелательная беременность в таком возрасте может сильно травмировать женщин.

Консультирование женщин в период беременности и после родов - это хорошая возможность довести до их сознания, насколько важно для их здоровья и здоровья детей поддерживать оптимальный промежуток между родами. Их следует обучить по вопросам питания матери и убедить в важности грудного вскармливания. В этот период женщине должна быть предоставлена информация о методах контрацепции. При обсуждении вопросов об эффективной контрацепции особое внимание следует уделить необходимости выбора такого метода, который не оказывает отрицательного действия на лактацию и здоровье младенца. Женщинам, которые не собираются кормить ребенка грудью, следует разъяснить, что фертильность в этом случае может восстановиться уже через четыре недели после родов.

При консультировании по вопросам контрацепции женщин, прервавших беременность абортом, важно довести до их сознания, что оплодотворение может произойти уже в течение первого месяца после прерывания беременности. Необходимо обсудить с ними проблему повторного прерывания беременности с позиции риска для их здоровья, чтобы при планировании семьи клиенты выбирали контрацепцию, а не повторное прерывание беременности. Особой заботы и внимания требуют подростки, обратившиеся за консультацией после прерывания беременности, которым надо помочь осознать и понять важность сохранения репродуктивного здоровья для их будущей жизни.

При консультировании женщин, имеющих различные заболевания, консультанты служб планирования семьи и персонал медицинских учреждений, оказывающих помощь в связи с заболеваниями, должны учитывать мотивацию женщины, ее умение пользоваться контрацепцией; они должны знать, как может повлиять беременность на течение заболевания. Решая совместно с женщиной вопрос об использовании контрацепции, следует учитывать и оценивать многие факторы, в том числе: характер патологии, стадию заболевания и степень клинического расстройства; факторы риска для здоровья, связанные как с беременностью, так и с использованием различных видов контрацепции; количество детей в семье и прогноз здоровья пациентки.

Опубликовано в журнале «Планирование семьи» № 2/1996