ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ

С.Л.Плавинский

Зачем взрослому учиться

Во многих странах третьего мира дети с 10-12 лет не учатся, а работают наравне с взрослыми: они не считаются детьми. Напротив, в развитых странах создана система, которая предполагает, что дети будут учиться долго – это их основная работа.

Когда человек оканчивает школу или институт и входит во взрослую жизнь, у него появляются другие социальные роли, другая социальная ответственность. И нам труднее обучать взрослых именно потому, что у них есть другие роли и они считают, что уже выучились. Взрослые согласны учиться при одном условии: если это нужно им для выполнения их социальной роли или как-то поможет в реальной жизни.

Отсюда правило: вы должны объяснить, почему вашему слушателю, взрослому человеку, необходимо учиться. Первый закон маркетинга гласит: никогда не говорите, что вам необходимо что-то продать. Всегда объясняйте, почему вашему партнеру это необходимо купить, и как его жизнь от этого улучшится.

Главное – начать и кончить

При планировании лекции всегда задумайтесь, как ее хорошо начать и как хорошо закончить. Учтите, что основной закон человеческой жизни – это закон Мерфи: если неприятность может случиться, она случается. Одно из следствий этого закона гласит: если вы объяснили все так, что в аудитории все должны понять вас правильно, то всегда найдется хоть один человек, который поймет вас иным образом.

Чтобы донести знания и идеи до слушателей, мы превращаем образы, которые существуют в нашей голове, в слова. При этом на то, что и как мы говорим, сильно влияет наше состояние. Отсюда вывод: перед началом лекции надо сесть и успокоиться. Бежать в аудиторию и с ходу начинать говорить очень опасно – вы невольно перенесете свое состояние на аудиторию.

Излучайте энтузиазм

Примерно 75% информации в социальной (не в учебной) ситуации мы передаем невербально – жестами, тембром голоса, мимикой. При помощи невербальной информации преподаватель передает аудитории свои эмоции по отношению к предмету. Взрослый человек не будет слушать лектора, читающего монотонным голосом, глядя в потолок, что «это очень интересно и будет полезно в вашей работе». Преподаватель должен излучать энтузиазм, хочет он того или нет. Он должен продемонстрировать, что ему комфортно в этой аудитории. На лекцию, где рассказываются только факты, можно не ходить – лучше прочитать в книге. Единственное, что лектор может внести, – это свое эмоциональное отношение. Поэтому его движения должны быть адекватны.

Когда вы в костюме, застегнутом на все пуговицы, возвышаетесь на кафедре над аудиторией, она не сможет задавать вопросы. Посмотрите на американских политиков: все они дружно ходят в расстегнутых пиджаках, жестикулируют открытыми руками, всегда улыбаются. Мы обязательно должны демонстрировать свое дружелюбие. Если вы хотите говорить на профессиональном уровне, вы должны выучить несколько жаргонных словечек представителей этой специальности и вставлять их в речь.

Представляться можно двумя способами. Я такой-то, окончил то-то, имею такие-то награды – это открытое представление, его любят американцы. Есть второй вариант – вы делаете тоже самое, но между прочим, например, просто вставляя в лекцию «когда я учился в Гарварде…» и т.д. Если у вас много званий, аудитория будет воспринимать вас как источник знаний, более заслуживающий доверия. В противном случае необходимо продемонстрировать, почему именно вам доверили эту аудиторию.

Как привлечь внимание

Внимание человека может реально поддерживаться 20-25 минут. 12 минут – это то время, когда наступает максимум внимания, потом оно постепенно снижается. Причина в том, что емкость нашей оперативной памяти при поступлении информации ограничена именно таким промежутком времени, затем наступает забывание. Это значит, что все лекции должны длиться 20-25 минут, затем надо переключаться.

Для привлечения внимания журналисты «желтой» прессы используют классический коктейль: секс, садизм, скорость, скандалы. Если вы хотите, чтобы ваша аудитория проснулась, попытайтесь коснуться одного из этих четырех предметов. Скандалы – это когда люди начинают спорить, что вызывает интерес у всех. Садизм – любимая тема для медиков (все, что рождает чувство самосохранения). Расскажите страшную историю. Примеры секса найдете сами. Скорость – это любые технологические новинки. Рассказывая про новые технологии или оборудование, вы всегда вызываете огромный интерес.

Со временем человек начинает уставать. В одной ситуации он устает сильнее, чем в другой. Влияют на это тембр голоса, условия внешней среды (люди должны удобно сидеть), возможность выйти, наличие туалета поблизости от места занятий. Важны хорошее освещение помещения, хорошая вентиляция. Планируя аудиторию, сделайте так, чтобы дверь была сзади, только не рядом с преподавателем (всегда бывают опоздавшие, и лекция обязательно будет сбиваться).

Глазами, ушами и телом

Следующая ваша задача – оценить, как аудитория восприняла вашу лекцию. Но не все люди воспринимают информацию одинаково. Одни предпочитают слушать, другие – смотреть. Результаты тестов показывают, что обычно 55% аудитории визуалы, 35% – аудиалы и 10% – киностетики (тактилы).

Получается, что лекции в основном для аудиалов, а в аудитории большинство – визуалы. Как им помочь? Мы рекомендуем им рисовать картинки. Визуалам очень полезно смотреть на докладчика. Поэтому не бойтесь двигаться, когда находитесь перед аудиторией. За вами следят глазами, и большинству визуалов, которые находятся в аудитории, будет легко воспринимать информацию. Аудиалы любят слушать и хорошо воспринимают со слуха. Есть, правда, особый тип аудиала, который, находясь в аудитории, начинает бормотать вслед за преподавателем. Но мы должны уважать любого нашего слушателя. Если он аудитории не мешает, а раздражает только вас, не следует обращать на него внимание.

Людям с тактильным восприятием (киностетикам) лучше всего использовать при чтении карандаш или маркер. Им необходимо записывать, а при чтении полезно двигаться, держа в руках книгу. Такие люди очень любят обучающие фильмы, все то, что наполнено движением. Если визуал умеет мыслить картинками, то тактилы предпочитают видеоряд.

Типы слушателей

Всех слушателей можно разделить на три основных типа. Первый – цель-ориентированный слушатель. Такие слушатели очень заинтересованы, они хотят получить некие знания и навыки, согласны учиться только тому, что с их точки зрения имеет непосредственное отношение к их конкретной работе или специальности.

Второй тип слушателя – социально-ориентированный слушатель. Это люди, которые приходят в аудиторию, чтобы пообщаться. Количество социальных контактов у них ограничено работой и домом. Такой слушатель начинает разговаривать с соседями и проявлять признаки нетерпения. Для них очень хороши игровые ситуации, групповые дискуссии. Если в аудитории много людей, заинтересованных в активности, то для них нужна групповая работа и меньше лекций.

Последний тип – знание-ориентированные слушатели. Это подарок для преподавателя. Они будут впитывать все, что он говорит, но они много знают и хотят новую информацию. Их обычно в аудитории не много, и с ними надо быть крайне аккуратными: отделить их, дать им индивидуальный проект. Такие слушатели любят делиться со своими знаниями с окружающими, поэтому им можно предложить подготовить доклад.

Четыре стадии обучения

В своем отношении к тому, что мы им говорим (при изучении нового предмета), слушатели проходят четыре стадии.

Первая – стадия получаемых знаний. В этой ситуации слушатели предполагают, что на все вопросы есть ответы, а носителем их является преподаватель. Слушатель не может ни сравнить разные точки зрения, ни обосновать свою, и ссылается на непререкаемый авторитет преподавателя.

Но, постоянно сталкиваясь с разными точками зрения, слушатель переходит на стадию субъективного знания. На этой стадии он понимает, что есть разные точки зрения, и на вопрос, почему что-то происходит определенным образом, отвечает: «Я так думаю». Его не интересует истина, у него есть своя точка зрения. Убедить человека на второй стадии невозможно. Он еще не понимает, как взвешивать факты и что такое логика. Единственный способ борьбы с таким слушателем – постоянно спрашивать, на чем он основывает свою точку зрения, и просить привести факты в ее поддержку.

Если мы постоянно это делаем, то человек переходит на стадию процедурных знаний, или стадию релятивизма. На этой стадии человек уже знает, что преподаватель – это не источник готовых ответов, а носитель неких правил, при помощи которых можно оценивать знания. Он является носителем алгоритма. Он может сказать, где это можно прочитать, как оценить, насколько разумно написана эта книга, по каким правилам действовать в той или иной ситуации. На этой стадии человек уже умеет взвешивать разные точки зрения, но ему не хватает практического опыта.

Поэтому на последней стадии практического опыта человек пытается действовать на основании тех идей, которые он сформировал. Почему необходим собственный практический опыт? Чужой опыт – это опыт другого человека, результат его развития от колыбели до нынешнего состояния. Наш путь развития может быть совершенно иным, и под тем, что говорит другой человек, мы можем понимать абсолютно не то, что имеет в виду он сам (это учитывалось при создании экспертных систем). Когда мы в состоянии проверять то, что услышали от экспертов, и решать, работает ли это для нас, мы можем сказать, что достигли полного усвоения знаний.

Определите себя по четырем осям

Люди отличаются друг от друга. Одни предпочитают проводить время в компании, другие – работать с книгой. Кому-то важнее факты, другому – интуиция. Юнг предложил четыре оси, с помощью которых можно описать особенности каждой личности. Для определения типа человека по этим осям используется опросник Керси (70 вопросов).

Первая ось: интроверт – экстраверт. Она говорит о том, где мы предпочитаем фокусировать свое внимание. Экстраверты фокусируют свое внимание на внешнем мире. Они любят общаться с людьми, подпитываться от них – это тип энергетического вампира. Им легче разговаривать, чем писать. Они предпочитают свой собственный опыт.

У интроверта весь мир сосредоточен внутри него. Интроверты держатся от других на расстоянии, предпочитают читать, а не разговаривать или слушать преподавателя. Прежде чем применять что-то на практике, они хотят посмотреть, как это делают другие. Среди преподавателей очень много интровертов, потому что они занимаются научной работой, предполагающей длительную самостоятельную подготовку. Среди студентов чаще встречаются экстраверты (до 2/3 всей «популяции»). Преподаватель-интроверт считает, что студентам лучше заниматься так, как это делает он. Поэтому у нас так много лекций и мало практических занятий.

С точки зрения Юнга, резкое преобладание одного типа означает, что второй просто выдавлен из сознания. Значит, внутри жесткого интроверта сидит экстраверт, которого подавили и который будет пытаться каким-нибудь образом проявиться, порождая внутренний конфликт. В отношениях экстраверта с интровертом тоже всегда проблемы.

Вторая ось: ощущающие (сенситивы) – интуиты. Она определяет способ получения информации. Среди нас есть люди, которые ориентированы на факты: им надо все пощупать руками, прежде чем в это поверить. На другом полюсе находятся интуиты – они предпочитают видеть картину целиком, им нужна хорошая теория, позволяющая объяснить все, что происходит. Наверное, именно для интуитов характерны высказывания типа «Нет более практичной вещи, чем хорошая теория» и «Если факты не соответствуют нашей теории, тем хуже для фактов». Работать вместе с сенситивами интуитам трудно.

Третья ось: анализаторы – персонализаторы (мыслящие – чувствующие). Анализаторы принимают решения на основании объективных данных. Они любят причинно-следственные связи, следуют законам и правилам, пытаются проанализировать, что происходит, и выбрать наилучшее решение.

Персонализаторы принимают решения на основании субъективных ощущений. Они хотят, чтобы всем было хорошо. Если один руководитель говорит, что нужно делать все по книгам или все в соответствии с законом, а другой настаивает, что надо нарушить правила и срочно действовать, то первый – это анализатор. Среди мужчин чаще встречаются анализаторы, среди женщин – персонализаторы. Когда два разных типа начинают разговаривать, возникает конфликт.

Четвертая ось: закрытые – открытые. Это ваш настрой по отношению к окружающему миру. Закрытые люди предпочитают жить в запланированном мире. Если есть планы, они должны быть выполнены. Вначале надо доделать одно дело, а потом начинать другое. Закрытые люди не выносят сразу нескольких незаконченных дел.

Открытые люди любят делать несколько дел одновременно. Одно не завершили, другое начали – прекрасно. Начали или закончили не вовремя – тоже хорошо. Открытый человек живет текущим моментом. Если встречаются открытый и закрытый человек, вместе они долго не проработают.

Типология людей и обучение

Многие бизнес-школы в США устраивают слушателям тестирование. Вы можете оценить свою аудиторию по разговорам.

Экстраверты любят групповой подход. Для них чрезвычайно важно, чтобы в процесс обучения был вовлечен значимый для них человек. Обучая подопечного-экстраверта, вы должны к обучению привлечь родственников. Если речь идет о слушателях, то надо выяснить, кто является у них неформальным лидером, и сделать так, чтобы этот человек принимал участие в обучении.

Для интроверта необходим текстовый материал: пусть сидит и читает. Интроверты не очень любят лекции. Они могут прийти на лекцию только для того, чтобы узнать, интересная тема или нет, и стоит ли брать по ней книжку. Интроверт не обязан никому верить на слово.

Ощущающим (сенситивам) нужны факты, статистика и т.п. Они любят иллюстрации и конкретные истории. На интуитов же истории особого впечатления не произведут.

Анализаторы предпочитают хорошую организацию, чтобы все было построено логично. Они не любят и боятся эмоций, поэтому не надо демонстрировать им свое эмоциональное отношение к предмету.

Мы постоянно ошибаемся, предполагая, что все люди похожи на нас. Возможно, вы поступили неправильно, потому что не учли, что вы анализатор, а человек, который сидит напротив вас – персонализатор. Или вы – интроверт, вы приходите в аудиторию и чувствуете, что с ней ничего не сделать. Потом по каким-то признакам выясняется, что ваша аудитория состоит почти целиком из экстравертов. Вы понимаете, что сделали ошибку, и в следующий раз будете чувствовать себя в этой аудитории уже хорошо и не считать себя плохим преподавателем.

Существует понятие «индивидуальное пространство». У представителей южных культур оно маленькое, а у северян большое. Разговаривая с человеком из южного народа, вы заметите, что он к вам все время приближается, а вы стараетесь отойти, пока он не поймает вас за пуговицу. По результатам опроса мексиканцы, у которых индивидуальное пространство маленькое, считаются навязчивыми, а американцы – высокомерными.

Закрытым людям необходим подход, при котором весь процесс обучения разделен на небольшие блоки, с четким описанием состава каждого. Один блок должен следовать за другим. Блок закончился, сдали экзамен, начался следующий блок, и т.д. Закрытые учатся лучше, потому что они привыкли к существующей системе образования. Открытые люди изобрели проблемно-ориентированное обучение – когда все на основе дискуссии, в групповых методах, в виде решения задач. Закрытые же не понимают, зачем мы уселись и обсуждаем какую-то ситуацию.

Кому какая техника подходит

Студенты-интроверты предпочитают рабочие тетради, куда им необходимо все записывать, лекции, раздаточный материал, письменные работы, устные ответы. Экстраверт, напротив, посещает лекции только в том случае, если преподаватель с ним лично общается; он признает групповое обучение, групповые проекты, дискуссии и дебаты.

Анализаторы очень часто совпадают с интровертами. И те, и другие любят контрактные формы обучения, потому что хотят четко представлять, из чего будет состоять их оценка на экзамене. Сенситивы предпочитают визуальные материалы, а интуитам этого не надо, им нужна общая картина.

Сократовское обучение – это обучение при помощи задавания вопросов. Преподаватель не рассказывает материал, а задает вопросы, на которые слушатели сами ищут ответы. Вопросы должны быть на бытовом уровне, потому что вы не знаете материала, вам его не читали. Вам надо догадаться о правильном ответе на основании вашего знания окружающего мира. Это очень хорошая, хотя и слишком медленная, методика для обучения. Идея в том, чтобы студенты пришли к единственно правильному ответу, отбросив все другие.

Преподаватели любят те формы обучения, которые больше соответствуют их типу. Есть «слушатель-центрированное» и «преподаватель-центрированное» обучение. Первое – это обучение, при котором преподаватель определяет только тему занятия. Все остальное – где найти ресурсы, как организовать занятия, как проверить знания – определяет слушатель. В «преподаватель-центрированном» обучении все определяет преподаватель.

Преподаватели-интроверты предпочитают «преподаватель-центрированные» занятия. Лекции для них – это естественный способ передачи информации. Они стараются использовать раздаточные материалы, любят, чтобы что-то висело на экране и структурируют знания в зависимости от собственного понимания ситуации. Такие преподаватели считают, что очень хорошо знают аудиторию, и их не заботит, что она может отличаться от их представления.

Преподаватели-экстраверты стараются проводить «слушатель- центрированные» занятия и предоставлять студенту больше свободы. С позиций классической педагогики такой преподаватель может показаться ленивым. На самом деле их обучение оказывается эффективнее, потому что экстравертов больше.

«Ощущающий» преподаватель (сенситив) дает альтернативы на выбор. Его любимая методика проверки знаний – это вопросы, на каждый из которых дается 4–5 вариантов ответов. Вопросы он дает конкретные, чтобы проверить, знает человек или нет. Сенситивы используют индуктивное обучение, они предпочитают приводить факты.

В противоположность им интуиты применяют дедуктивное обучение. Они вначале рассказывают теорию, а затем проводят практическое занятие. Для проверки знаний интуит предложит написать сочинение. Вопросы он предпочитает типа «А что, если?» .

Анализаторы (мыслящие) работают с классом как с целым; для них это единый организм, дающий интенсивную обратную связь; персонализаторы же (чувствующие) все рассматривают с человеческой точки зрения, и если студент чего-то не знает, могут дать ему шанс ответить на другой вопрос.

Учтите, что ваши любимые методы не всегда совпадают с теми, которые предпочитают ваши студенты.

Найти мотивацию

Для слушателей необходима мотивация. Скажите, что у них будет экзамен, причем такой, что они его не сдадут (но если будут много работать, им удастся что-то сделать).

Чтобы люди поверили лектору, необходимы три вещи: уважение к аудитории; ценность для нее того, что вы рассказываете; личная вовлеченность слушателей.

Есть ряд способов убедить аудиторию, что им необходимо знать то, о чем вы рассказываете, чтобы они захотели слушать.

Во-первых, использование односторонней информации (есть две точки зрения, а вы высказываете только одну). Если вы знаете, что со второй точкой зрения аудитория не знакома, не надо ее просвещать.

Во-вторых, решите, когда вы будете пользоваться индуктивным методом, а когда дедуктивным. Если ваша аудитория уже «созрела», чтобы принять идею, то используйте дедуктивный подход. Если аудитория не хочет чего-то делать, попробуйте индуктивный подход. Сделайте так, чтобы аудитория в начале лекции с вами соглашалась – потом ей будет сложно с вами не соглашаться. Для этого надо начинать с общих позиций. Постепенно выигрывая их согласие, вы должны подвести их к тому выводу, который вам нужен.

Всегда говорите, почему то, о чем вы рассказываете, выгодно данной аудитории.

Один из сильных способов убеждения – это использование чувства вины, которое по тому или иному поводу есть у каждого. Используйте и чувство страха. Но если вы хотите слушателя убедить, угрожайте не ему самому, а всегда кому-то третьему.

Для того, чтобы сдвинуть человека с какой-то позиции, необходимо показать ему, что его позиция противоречит его же собственным ценностям (конфликт ценностей).

В любой лекции необходимо давать новую информацию, иначе в следующий раз вас слушать не будут.

Вопросы – необходимая часть лекции. Можно опустить кусок информации – тогда люди обязательно будут их задавать.

Начинать лекцию всегда лучше с шуток, потому что это расслабляет, помогает установить хорошие отношения с людьми. Можно начать просто с представления, или с истории (но история должна быть личной). Заключение должно состоять из того, о чем вы говорили, но сжато и точно.

И последнее. Мы сегодня говорили про обучение взрослых. Оно идет на всех уровнях. Обучение – это не только работа преподавателя с учениками, а процесс общения с другими людьми, от общения начальника с подчиненными до общения сотрудника социальной службы с подопечным.