Предварительная информация и краткое описание

Данный раздел курса посвящен биологическим особенностям возбудителей ИППП, которые важны для понимания распространения эпидемии, ее возможного течения и воздействия профилактики.

Размер модуля составляет 142 условных страницы, на проработку которых у слушателя должно уйти 7,5 часов. Общая учебная нагрузка составляет 0,25 ECTS кредитов.


П.Эвальд рассматривает вопрос эволюции вирулентности возбудителей инфекционных болезней. Он отмечает, что существует две конкурентных ситуации, которые одновременно отбирают возбудителей - конкуренция внутри хозяина за изготовление максимального количества копий своих потомков и необходимость дожить до заражения следующего хозяина. Эвальд детально обсуждает, что необходимо для победы в каждом из этих конкурсов. Далее он анализирует роль векторов - как живых (москиты), так и неживых (вода) для селекции вирулентных качеств возбудителя. После этого, он на примерах указывает, что аналогичные процессы изменения вирулентности могут происходить при появлении искусственных векторов - медперсонала в больницах.

Следующие два раздела посвящены дополнительным факторам, воздействующим на вероятность передачи возбудителя и - соответственно - на вирулентность возбудителя : скученности людей (на примере гриппа - "испанки") и длительной сохранности возбудителя в почве. Заканчивается первый раздел книги обсуждением часто упоминаемого при разборе теории "эволюции к сосуществованию" примера миксоматоза кроликов в Австралии.

В разделе, посвященном ИППП, Эвальд разбирает, как возбудители приспособились к большой продолжительности времени между возможными инфицирующими контактами и как эти приспособительные механизмы приводят к повреждению организма-хозяина.

Основной задачей изучения положений работы Эвальда является понимание того, как вирулентность возбудителя может меняться в зависимости от условий передачи и какие конкретные примеры подтверждают данную теорию.


Отрывок из работы Бэйкера и Беллиса проливает дополнительный свет на взаимодействие возбудителя и хозяина, демонстрируя как возбудитель ИППП может влиять на поведение хозяина и давая объяснение, почему большинство возбудителей ИППП приводят к бесплодию или поражают ребенка.


Далее слушатель должен ознакомится с особенностями эволюции и возможной теорией происхождения ВИЧ, изложенной Гоудсмитом в его книге "Вирусный секс"

В первом разделе этой части описывается странная эпидемия пневмоцистной пневмонии, возникшая в 1939 году в Европе и продолжавшаяся до начала 1960х годов. Автор показывает пути ее распространения, детально описывает вспышку в небольшом голландском городе и выдвигает предположение, что данная эпидемия могла отражать первое появление ВИЧ вируса (субтипа В) в Европе и начало эволюции этого возбудителя.

В следующем разделе определяется понятие вирусного штамма, субтипа и типа, и приводятся иллюстрации того, как типируются вирусы ВИЧ. Кроме того, указывается на необычное свойство ВИЧ-вирусов - их способность к рекомбинации или сексуальному размножению. Далее автор детально описывает распространенность субтипов и типов ВИЧ, объясняя, почему одни субтипы доминируют в Африке, тогда как другие вызывают эпидемию в среде гомосексуалистов. Описывается конкуренция между вирусами на примере изменения доминирующих субтипов в Таиланде. Кроме того, отмечается особенность эпидемии в бывшем СССР, где наблюдается скопление разных субтипов. Слушатель должен обратить внимание на совпадение точек зрения Эвальда и Гоудсмита, особенно в смысле условий, благодаря которым один субтип ВИЧ может заместить другой. Важными являются примеры изменения вирулентности ВИЧ, а также сведения о высокой гетерогенности субтипов ВИЧ в Африке.

В последнем разделе, Гоудсмит разбирает, каким образом африканский ВИЧ мог попасть в Европу для того, чтобы вызвать первую эпидемию иммунодефицита, манифестировавшего пневмоцистной пневмонией. Описывается колониальное деление Африки, связь колоний с Европой и объясняется, почему вспышка заболевания, которое, скорее всего, появилось в Камеруне, возникла накануне второй мировой войны в германском портовом городе Данциге. Далее анализируется появление африканского СПИД (субтипов, характерных для африканского континента), на основе изучения проблемы саркомы Капоши. Далее опять автор возвращается к вопросу разделения субтипов и анализирует вопрос об их дифференциации в Африке, а затем показывает, как разные штаммы распространялись по континенту из того места, где возникли первые вирусы африканского СПИД.

Слушатель должен обратить внимание на точку зрения автора о существовании двух различных эпидемий СПИД, связанных с разными субтипами ВИЧ, факторы, определяющие преимущественное распространение того или иного типа и субтипа и взаимосвязь между биологическими и социальными факторами.


Статья Бобкова также посвящена различным субтипами вируса ВИЧ и эволюции этого возбудителя. Автор приводит информацию о состоянии дел в России и странах бывшего СССР, отмечая, что география распространения субтипов связана с особенностями социальных связей определенных групп людей. Кроме того, он обсуждает гипотезу перехода ВИЧ в человеческую популяцию и возможность межвидового перехода возбудителя в будущем.


Финальные материалы этого модуля также представлены работой Эвальда, которая пытается предсказать эволюцию ВИЧ с позиций гипотезы изменения вирулентности. Автор разбирает изменение вирулентности вируса, передаваемого за счет сексуальных контактов между гомосексуалистами, обращая внимания на данные, поддерживающие связь между уровнем сексуальной активности и вирулентностью ВИЧ. Делается предположение о влиянии кампаний безопасного секса на эволюционный отбор возбудителей ВИЧ. Далее анализируется вопрос об изменении вирулентности при шприцевом пути передачи. Рассматривается вопрос об изменении инкубационного периода СПИД (латентного периода ВИЧ) в среде наркоманов в сравнении с гомосексуалистами. Делаются выводы о связях особенностей этих изменений с поведением направленным на ограничение возможности передачи (в среде гомосексуалистов) и с улучшением возможностей передачи (в среде шприцевых наркоманов). Обсуждается роль программ снижения вреда.


В целом после изучения данного модуля слушатель должен представлять себе основные положения эволюционной теории вирулентности, знать историю возникновения и распространения ВИЧ (опираясь также на данные из первого модуля), уметь анализировать изменение вирулентности как функции количества контактов и вероятности передачи ( особенно в отношении ВИЧ), а также уметь обосновывать значение различных типов профилактических программ и программ снижения вреда с точки зрения воздействия на вирулентность возбудителя.