ПРОЕКТ

Об утверждении Лицензионных требований к условиям осуществления образовательного процесса в вузе с применением дистанционных образовательных технологий по образовательным программам высшего профессионального образования

На основании Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 10.01.2003 № 11-ФЗ, п.1.2 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2000 № 796, приказа Минобразования России от 26.08.2002 № 3149 «Об итогах эксперимента в области дистанционного обучения и перспективах развития дистанционных образовательных технологий», приказа Минобразования России от 18.12.2002 № 4452 «Об утверждении Методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации» (зарегистрирован Минюстом России 24.12.2002 за № 4071)

п р и к а з ы в а ю:

 

    1. Утвердить прилагаемые Лицензионные требования к условиям осуществления образовательного процесса в вузе с применением дистанционных образовательных технологий по образовательным программам высшего профессионального образования (далее –Требования).
    2. Применять Требования при проведении лицензионной экспертизы высших учебных заведений оп образовательным программам, реализуемым с использованием дистанционных образовательных технологий в полном объеме.
    3. Учитывать Требования при проведении лицензионной экспертизы высших учебных заведений по образовательным программам, реализуемым с использованием дистанционных образовательных технологий частично .
    4. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя Министра Л.С.Гребнева.

 

 

Министр В.М.Филиппов

 

Утверждены приказом

Минобразования России

от __________№______

 

 

Лицензионные требования к условиям осуществления образовательного процесса в вузе с применением дистанционных образовательных технологий по образовательным программам высшего профессионального образования

Настоящие Лицензионные требования (далее - Требования) применяются при лицензировании реализуемых вузами (филиалами) образовательных программ с использованием таких дистанционных образовательных технологий, как кейсовая технология, интернет-технология или телекоммуникационная технология (сетевые технологии), а также при их сочетании, для оценки обеспеченности вуза (филиала) оборудованием учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников, укомплектованности штатов и для расчета предельной численности контингента обучающихся.

1. Требования к оборудованию учебных помещений

1.1. Общие требования

Вне зависимости от принятой дистанционной образовательной технологии вуз (филиал) должен располагать набором специально оборудованных помещений, обеспечивающих проведение образовательного процесса по всем дисциплинам в соответствии с государственными образовательными стандартами (ГОС). Для проведения предусмотренных учебным планом лабораторных и практических занятий вуз (филиал) должен располагать оборудованными лабораториями либо обеспечить обучающимся возможность выполнения этих работ с применением дистанционного обучения (виртуальная лабораторная работа, работа в лаборатории удаленного доступа или комплекты аналоговых кейс-лабораторий).

Количество лабораторных установок должно составлять 1 установку на 4 обучающихся .

Вуз, применяющий дистанционные образовательные технологии с полнообъемной интерактивной телекоммуникационной поддержкой учебного процесса, должен иметь оборудованную студию (студии) для проведения телеконференций и комплекты видеопроекционной аппаратуры для обеспечения телеконференций с филиалами, представительствами. Телекоммуникационное и серверное оборудование, множительная техника и сканер должны размещаться в отдельном помещении с ограниченным доступом.

Вуз (филиал) обязан обеспечить обучающимся по очной форме получения образования возможность занятий физической культурой и спортом в объеме часов, предусмотренных ГОС. Допускается самостоятельная физкультурная подготовка обучающихся в организациях физической культуры и спорта. При этом обучающийся обязан представить в вуз справку от соответствующей организации о занятиях физической культурой и (или) спортом в объеме часов, предусмотренных ГОС.

Текущий контроль знаний и промежуточная аттестация обучающихся при освоении образовательных программ, реализуемых с использованием в полном объеме дистанционных технологий, должны базироваться на специальных (в т.ч. электронных) формах проверки знаний, обеспечивающих объективный и систематический контроль их усвоения. При осуществлении текущего контроля знаний и промежуточной аттестации должна быть обеспечена надежная (в т.ч. электронная) идентификация личности обучающихся.

Данные о результатах контроля за усвоением знаний должны быть дублированы и защищены от доступа посторонних лиц, порчи и утери.

Обязательная итоговая аттестация осуществляется традиционными методами в вузе.

1.2. Кейсовая технология

Занятия в группах для обучающихся по очной форме получения образования, включая итоговую аттестацию, проводятся в обычных аудиториях (классах), оборудованных для очных занятий.

Для проведения занятий с использованием интерактивных мультимедийных учебных материалов необходимо наличие внутренней компьютерной сети (Интранет) и современного информационного и демонстрационного оборудования.

1.3. Сетевые технологии

При организации учебного процесса с использованием сетевых технологий все обучающиеся обеспечиваются с учетом сменности учебными рабочими местами, оснащенными для дистанционного обучения:

местами, оснащенными персональными компьютерами, телевизорами для персонального просмотра видеофильмов;

местами в видеопроекционных, телелекционных залах с возможностью коллективного просмотра компьютерных и телепрограмм или видеофильмов, участия в телеконференциях;

местами, оснащенными приборами для тестирования;

местами, оснащенными аппаратурой для видеозаписей и их воспроизведения;

иными местами, обеспечивающими обучающимся возможность доступа к средствам дистанционного обучения и основным информационным ресурсам.

2. Оснащенность учебного процесса

2.1. Коммуникационная оснащенность учебного процесса

2.1.1. Общие требования

При дистанционном обучении образовательное учреждение должно обеспечивать каждому обучающемуся возможность доступа к средствам дистанционного обучения и основному информационному ресурсу в объеме часов учебного плана, необходимых для освоения соответствующей образовательной программы или ее части в реальном режиме времени или в записи.

При отсутствии необходимых аппаратно-программных средств у обучающегося индивидуально вуз может предоставлять ему эти средства на условиях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством.

2.1.2. Кейсовая технология

При использовании кейсовой технологии требования к коммуникационным каналам связи для доступа обучающихся к средствам и базам данных дистанционного обучения не предъявляются.

Вузу необходимо иметь:

выход в Интернет;

Web-сайт со страницами, содержащими учебно-методическую и учебно-административную информацию для студента, обеспечивающий двустороннюю связь между вузом (преподавателями) и студентами (может быть один Web-сайт для нескольких вузов). Наличие Web-сайта подтверждается указанием URL , договором с обслуживающим провайдером или документами, подтверждающими создание и запуск в эксплуатацию сайта собственными силами (внутренние приказы, акты и т.п.), а при совместной эксплуатации Web-сайта несколькими вузами – соответствующим договором между ними;

несколько выделенных телефонных номеров (многоканальную телефонную связь) для устных консультаций с преподавателями в дневное время .

Выполнение последнего требования может быть заменено или дополнено организованным использованием e-mail, ICQ, CHAT, наличием рубрики FAQ — часто задаваемых вопросов — на Web-сайте.

2.1.3. Сетевые технологии

Пропускная способность телекоммуникационного канала вуза (филиала) должна быть достаточна для организации учебного процесса по всем видам учебной деятельности, предусмотренным учебным планом и календарным графиком учебного процесса.

При использовании интернет-технологии коммуникационные каналы связи должны обеспечивать каждому компьютерному учебному рабочему месту подключение к глобальной сети Интернету с пропускной способностью не менее 30 Кбит/сек; обеспечено информационные ресурсы размещены должны быть в коммуникационных узлах (порталах, внешних или собственных ) с каналами пропускной способностью не менее 1 Кбит/сек на одного обучающегося.

При использовании телекоммуникационной технологии должно быть обеспечено наличие каналов связи со следующими пропускными способностями:

к обучающемуся – не менее 1 Мбит/сек;

от обучающемуся – не менее 8 Кбит/сек.

2.2. Информационная оснащенность учебного процесса

2.2.1. Общие требования

Число компьютеров в учебной аудитории и их размещение определяется согласно Санитарным правилам и нормам СанПиН 2.2.2.542 – 96: площадь, приходящаяся на одно компьютерное рабочее место, должна составлять не менее 6,0 кв.м. Все компьютеры должны быть объединены в локальную сеть.

Конфигурация компьютерного рабочего места должна обеспечить выполнение соответствующих видов учебной деятельности. Наличие на каждом рабочем месте CD – привода, звуковой карты и наушников является обязательным.

Вуз должен иметь лицензии на программное обеспечение, используемое в учебном процессе, и право их распространения на филиал или представительства.

2.2.2. Кейсовая технология

Необходимы оборудованные компьютерами и имеющие выход в телекоммуникационную сеть (Интернет, спутниковое телевидение) рабочие места для преподавателей и административного персонала. Для вуза, применяющего дистанционные образовательные кейсовые технологии с полнообъемной интерактивной телекоммуникационной поддержкой учебного процесса, требуется не менее 9,5 единиц вычислительной техники на 100 обучающихся. Требуется наличие 0,2 комплектов видеопроекционной аппаратуры для проведения коллективных телеконференций на 100 обучающихся. При расчете количества компьютерной техники учитывается возможность индивидуального доступа обучающихся к использованию компьютера в сетях в определенных объемах по месту работы и жительства на основании личных заявлений обучающихся. При этом на балансе образовательного учреждения не должно быть меньше, чем 0,13 единиц вычислительной техники на 100 обучающихся.

2.2.3. Сетевые технологии

Информационное обеспечение образовательной деятельности должно представлять собой информационные ресурсы на различного рода носителях и включать в себя средства оперативного доступа к ним. Информационные ресурсы должны в полной мере обеспечивать проведение учебного процесса и качество знаний обучающихся. Средства оперативного доступа к информационным ресурсам должны быть основаны на компьютерных сетях и технологиях.

В среднем на 4 обучающихся должен приходиться 1 компьютер.

Для прослушивания аудиозаписей и просмотра видеозаписей в составе оборудования должно быть не менее одного комплекта соответствующей воспроизводящей аппаратуры на 8 обучающихся.

Количество компьютерных рабочих мест для преподавателей вуза определяется исходя из нормы 3 часа работы в день и составляет 1 рабочее место на 4 преподавателей.

Каждому преподавателю должна быть обеспечена возможность учебного диалога в «on-line»- и «off-line»- режимах и работа с базами данных для управления учебной деятельностью студента в объеме, соответствующем объему преподаваемой дисциплины.

Необходимо наличие распределенной автоматизированной системы управления учебным процессом, содержащей базы данных, обеспечивающие полное документальное сопровождение учебного процесса, а также банки данных учебной информации, доступ к которой должен быть ограничен (контрольные задания и т.п.). Полные базы данных размещаются в вузе, а в филиалах и представительствах - сегменты, связанные непосредственно с их деятельностью; при этом должна быть обеспечена автоматическая репликация баз данных между вузом и филиалом или представительством.

Такая система управления учебным процессом должна обеспечивать единство образовательного процесса, осуществляемого вузом и его территориально обособленным подразделением.

2.3. Библиотечно- информационная оснащенность учебным процессом

2.3.1. Общие требования

Вуз обязан обеспечить свободный доступ каждого обучающегося к основной учебной литературе, к учебно-методическим материалам на бумажном или электронном носителях, необходимым для организации образовательного процесса по всем дисциплинам реализуемых образовательных программ в соответствии с требованиями ГОС.

В качестве основного информационного ресурса в учебном процессе используются методически (дидактически) проработанные информационные базы данных дистанционного обучения, обеспечивающие современный уровень требований на момент их использования и по своему объему и содержанию соответствующие требованиям ГОС основных образовательных программ или требованиям к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ.

База данных дистанционного обучения включает в виде изданий на различных типах носителей:

фонд основной учебной и учебно-методической литературы;

фонд периодических изданий, укомплектованный отраслевыми изданиями, соответствующими профилям подготовки кадров, справочно-библиографическими, а также массовыми центральными и местными общественно-политическими изданиями;

фонд научной литературы, представленный монографиями и периодическими научными изданиями по профилю каждой образовательной программы .

Для обеспечения процесса дистанционного обучения могут использоваться следующие библиотечно-информационные ресурсы: специализированные учебники с мультимедийными сопровождениями, электронные учебно-методические комплексы, включающие электронные учебники, учебные пособия, тренинговые компьютерные программы, компьютерные лабораторные практикумы, контрольно-тестирующие комплекты, учебные видеофильмы, аудиозаписи, иные материалы, предназначенные для передачи по телекоммуникационным каналам связи.

2.3.2. Кейсовая технология

Учебно-методическое обеспечение должно быть достаточным для автономной самостоятельной работы и подготовки к текущей аттестации студента. В силу этого учебно-методический комплект-кейс (далее - УМК) для студента должен включать в себя:

рабочий семестровый план обучающегося; графики проведения очных установочных и консультационных мероприятий;

изложение содержания всех теоретических курсов (модулей), входящих в учебный план направления (специальности) в соответствии с требованиями соответствующих ГОС, – в виде рабочих программ дисциплин, курсов лекций, рабочих книг, рабочих тетрадей, желательно объединенных в модули, пособий по лабораторному практикуму и моделированию;

дидактический инструментарий, апеллирующий к личному опыту студента, имеющий ясную логическую структуру и обеспечивающий управление самостоятельной работой студента (интерактивность): формулировку целей и задач изучения, основных тезисов и проблем (по темам); инструменты проблематизации (вопросы, задания); контрольные задания и упражнения для самопроверки и более глубокого усвоения материала с примерами, схемами, таблицами;

курсы лекций (рабочие книги, рабочие тетради), которые могут быть изданы в печатном виде на бумажном носителе (предпочтительно, с учётом возможностей студентов и обычных условий самостоятельной работы) или в виде электронных учебных пособий;

сборники заданий, упражнений, тем контрольных работ, выполнение которых необходимо для аттестации, ко всем теоретическим курсам (модулям) учебного плана;

хрестоматии, сборники основных и дополнительных текстов и материалов, заменяющие недоступную или труднодоступную для студента библиотеку образовательного учреждения. Издаются в электронном виде, на дискетах или CD-ROM’е, в формате гипертекста или гипермедиа, в форме видео- и аудиопрограмм;

путеводители (методические рекомендации) к курсам с формулировкой их целей и задач, описанием структуры, рекомендациями по использованию УМК и организации самостоятельной работы, включая форму интерактивной коммуникации с преподавателем и администрацией вуза, порядок выполнения аттестационного плана, способы планирования учебного времени, порядок самостоятельного прохождения и отчётности об итогах учебной практики.

Количество единиц УМК, имеющихся на балансе образовательного учреждения или в собственности (пользовании) обучающихся должно быть равным или превышающим количество студентов (по физической численности обучающихся).

Необходимо также наличие:

электронной библиотеки с основной литературой по предметам учебного плана с доступом к ней через Web-сайт;

электронного банка тестов, обеспечивающего возможность проведения тренингов по тестированию.

Выполнение последнего требования может быть заменено или дополнено соответствующим расширением состава учебно-методического комплекта (кейса).

2.3.3. Сетевые технологии

По всем дисциплинам учебного плана должны иметься учебные и учебно-методические материалы в электронной форме:

электронные учебники,

электронные задачники,

электронные практикумы,

мультимедиа приложения,

учебники и методические пособия.

Первые три вида учебных материалов ориентированы на индивидуальную работу; обеспеченность ими должна составлять один экземпляр на студента.

Мультимедиа приложения (аудио- и видеозаписи) могут использоваться в режиме малой группы; обеспеченность ими должна составлять не менее одного экземпляра на 8 студентов.

Учебники и методические пособия должны иметься в количестве один экземпляр на двух студентов.

Количество наименований учебников с грифом Минобразования России должно составлять не менее 70% от количества наименований учебников, используемых в образовательном процессе.

2.4. Требования к обеспечению учебных и производственных практик

Вуз обязан обеспечить обучающимся возможность прохождения учебных и производственных практик, предусмотренных ГОС. Проведение учебных практик обеспечивается традиционно и (или) с применением дистанционного обучения в форме моделирования условий профессиональной деятельности, реальных процессов через систему учебных фирм или на основе работы с электронными моделями и тренажерами. Производственные практики (включая технологические и преддипломные) осуществляются, как правило, традиционно.

Для обучающихся по очно-заочной и заочной формам получения образования в качестве практики, предусмотренной учебным планом, может быть зачтена работа на профильных предприятиях, в учреждениях или иных организациях при выполнении контрольных и иных мероприятий, предусмотренных программой курса учебной дисциплины.

3. Требования к кадровому обеспечению образовательного процесса

3.1. Укомплектованность штатов педагогических работников

3.1.1. Общие требования

Педагогические работники вуза, осуществляющие образовательный процесс с использованием в полном объеме дистанционного обучения, составляют две основные группы, которые отличаются по функциональным обязанностям в образовательном процессе:

профессорско-преподавательский состав вуза, подготовленный для преподавания в новой информационно-образовательной среде и осуществляющий опосредованное взаимодействие со студентами независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе педагогически организованных информационных технологий, прежде всего с использованием средств телекоммуникации, - преподаватели – методисты (предметные специалисты);

преподаватели и учебно-вспомогательный персонал, подготовленные для работы с дистанционной образовательной технологией в филиалах и представительствах и осуществляющие очные (контактные) занятия с обучающимися, - педагоги-технологи (тьюторы).

В связи с различием выполняемых двумя группами педагогических работников функций при реализации образовательного процесса различаются предъявляемые к ним требования.

Укомплектованность штатов преподавателей-методистов работниками, имеющими в данном вузе основное место работы должно составлять:

для вузов, существующих до года, - не менее 15%;

для вузов, существующих от года до трех лет, - не менее 20%;

для вузов, существующих от трех до пяти лет, - не менее 30%;

для вузов, существующих от пяти до девяти лет, - не менее 40%;

для вузов, существующих более девяти лет, - не менее 50%.

При этом учитываются как основные (штатные) педагогические работники, так и внутренние педагогические совместители .

Педагоги-технологи работают в образовательном учреждении на штатной основе или на условиях почасовой оплаты и занимаются профессиональной деятельностью в выбранной сфере, соответствующей профилю образовательной программы.

Оптимальное количество преподавателей-методистов и педагогов-технологов, а также соотношение их численности определяется вузом самостоятельно исходя из численности обучающихся, структуры и удельного веса обучающихся по отдельным образовательным программам в общей численности, регионального распределения численности обучающихся, динамики регионального развития распределенной образовательной системы вуза.

При проживании профессорско-преподавательского состава вуза и иных педагогических работников в различных городах и населенных пунктах все они должны быть объединены организационно и методически средствами телекоммуникаций; каждый из них должен иметь в своем распоряжении соответствующие средства телекоммуникации для осуществления образовательного процесса, консультаций, текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся, учебно-методической кафедральной работы.

Главными задачами, решаемыми педагогами-технологами независимо от используемых дистанционных образовательных технологий, являются:

непосредственное руководство работой обучающихся;

проведение очных занятий с обучающихся в составе учебных групп;

контроль качества усвоения разделов учебной программы и проведение промежуточной аттестации;

техническое консультирование всех видов обучающихся как в индивидуальном варианте, так и в составе группы;

участие в разработке учебных и методических материалов.

 

Главными задачами, решаемыми преподавателями - методистами, являются:

а) кейсовая технология

разработка и своевременная актуализация учебных и методических материалов как для обучаемых, так и для преподавателей;

профессиональная подготовка и научно – методическая поддержка деятельности педагогов-технологов, участие в их аттестации и повышении их квалификации;

участие в промежуточной и итоговой аттестации студентов и слушателей, проходящих процесс обучения.

б) сетевая технология

проведение лекций, семинаров, коллоквиумов, консультаций с использованием «off- line»- или «on-line »- технологий.

3.2. Образовательный ценз педагогических работников

В числе преподавателей-методистов должно быть не менее 70 % лиц с учеными степенями и (или) учеными званиями. Не менее 20 % должны иметь ученую степень доктора наук и (или) ученое звание профессора. В качестве преподавателя-методиста могут привлекаться исключительно лица, базовое образование которых соответствует профилю преподаваемой дисциплины.

В числе педагогов-технологов должно быть не менее 40% лиц с учеными степенями и (или) учеными званиями. Все педагоги-технологи должны иметь высшее профессиональное образование и документ об освоении специального курса обучения (в объеме не менее 72 часов), направленного на освоение методов обучения, основанных на дистанционных образовательных технологиях.

3.3. Переподготовка и повышение квалификации педагогических работников

3.3.1. Общие требования

Вуз обязан организовывать систему профессиональной переподготовки или повышения квалификации: профессорско-преподавательского состава (преподавателей-методистов) - для преподавания в новой информационно-образовательной среде, преподавателей и учебно-вспомогательного персонала (педагогов-технологов) - для работы с дистанционной образовательной технологией в филиалах и представительствах. Объём обучения - не менее 72 часов не реже, чем 1 раз в три года. Вуз обязан осуществлять контроль за качеством обучения .

Соответствующая образовательная программа как для преподавателей-методистов, так и для педагогов-технологов должна включать в себя ряд специальных дисциплин, в результате освоения которых преподаватели-методисты и педагоги-технологи должны:

обладать профессиональными знаниями в предметных областях, смежных с основной, что является необходимым условием проведения комплексных, интегрированных занятий и аттестации;

уметь подготовить и провести активные групповые занятия в форме деловой игры, «мозгового штурма», в соответствии с принципами групповой динамики, причем не только аудиторные, но и в виртуальной среде;

владеть техникой (методы и приёмы) индивидуальных учебных и психологических консультации, включая консультации через Интернет, в режиме «on-line»- u «off-line»-;

обладать специальными знаниями и умениями в области организации мониторинга качества знания, проверки, рецензирования, руководства написанием контрольных и курсовых работ, в том числе, проектных и исследовательских, выполняемых группой удаленных друг от друга и от преподавателя студентов;

уверенно пользоваться компьютерными информационными и коммуникационными технологиями, прежде всего всеми технологиями работы в WWW.

Эти требования для преподавателей-методистов должны иметь рекомендательный характер, а для педагогов-технологов – обязательный.

4. Расчет предельной численности контингента обучающихся

Для вуза (филиала), реализующего образовательные программы с использованием в полном объеме дистанционного обучения, предельная численность контингента обучающихся исчисляется отнесением площади учебно-лабораторных помещений, которыми располагает вуз (филиал) без учета физкультурных залов на норматив учебно-лабораторной площади, приходящейся на одного обучающегося очной формы получения образования (таблица).

Таблица

Норматив учебно-лабораторной площади, приходящейся на одного обучающегося по программам высшего профессионального образования очной формы получения образования (кв.м)

 

Профиль образовательных программ

Дистанционные образовательные технологии

Кейс-технологии

Сетевые технологии

Гуманитарные, общеобразо-вательные и естественно-научные

5,5

 

6

Междисциплинарные и технические

7,5

8

Предельная численность контингента обучающихся рассчитывается с учетом применяемой дистанционной образовательной технологии и профиля образовательных программ.

Предельная численность контингента обучающихся может быть увеличена умножением на коэффициент сменности в соответствии с графиком проведения образовательного процесса.

Рассчитанная таким образом предельная численность контингента обучающихся представляет собой величину, приведенную к очной форме получения образования. Для перехода к реальной численности обучающихся применяются коэффициенты приведения, соответственно: 1,0; 0,25; 0,1 для очной, очно-заочной (вечерней) и заочной форм получениятобразования.