Предложения и замечания к положению о дистанционном обучении, представленные СПБ МАПО в Министерство здравоохранения РФ, август 2002 г.


Типы дистанционных курсов и их организация

Сценарий циклов

Технология проведения циклов

Материалы для обучения


Дистанционное обучение всегда являлось одной из важнейших форм обучения взрослых. Оно позволяло людям, уже имеющим место работы, повышать свою квалификацию или приобретать новую профессию практически без отрыва от производства. Дистанционное обучение имело несколько основных преимуществ:

1. Обучаемый сам регулировал темп обучения

2. Обучение происходило без значительного отрыва от семьи и работы

3. Наличие большого количества вопросов для самостоятельного контроля делала систему дистанционного обучения более приемлемой для обучаемого, когда он сам мог мониторировать свой прогресс

Развитие компьютерных и телекоммуникационных технологий ускорило прогресс дистанционного обучения. Стало возможным обеспечивать большие количества обучаемых (маргинальная стоимость дополнительного студента на дистанционных курсах крайне мала), информационное наполнение стало более разнообразным (возможности мультимедиа), несколько улучшились возможности аутентификации (подтверждения личности) слушателей при прохождении обучения и экзаменирования, стало возможным создание виртуальных учебных групп, обменивающихся информацией при помощи электронной почты.

Вместе с тем, дистанционное обучение нельзя рассматривать как изобретение, которое решит все проблемы медицинского последипломного образования. Тому есть несколько причин:

1. Дистанционное обучение плохо приспособлено для овладения мануальными навыками. Поэтому его применение в специальностях, насыщенных мануальными навыками (хирургия, акушерство, гинекология и т.п.) может быть ограниченным.

2. Дистанционное обучение плохо приспособлено для обучения коммуникативным навыкам

2. Создание программ дистанционного обучения и материалов чрезвычайно трудоемкий процесс. По оценкам экспертов создание материалов на 1 час дистанционного обучения требует от 35 до 500 часов работы преподавателей. Простая арифметика показывает, что создание программы дистанционного обучения на 144 часа потребует, как минимум, 5000 человеко-часов работы преподавателей или почти 3 года работы одного преподавателя. Естественно, что возможна и более быстрая подготовка материалов, однако при этом неизбежно страдает качество подготовленной информации.

3. Достаточно трудно обеспечить идентификацию личности экзаменуемого, что делает систему дистанционного образования мало приемлемой для принятия лицензионных и сертификационных экзаменов (позитивный опыт работы систем компьютерных лицензионных экзаменов показывает, что одной из основных статей расходов становится обеспечение безопасности тестовых материалов и верификация личности экзаменуемого).

4. Поскольку дистанционное обучение не является просто проведением занятий с использованием компьютерных и телекоммуникационных технологий, а базируется на специфической педагогической модели, в большинстве учреждений отсутствуют кадры, подготовленные к созданию дистанционных учебных материалов и проведению курсов дистанционного обучения

Вместе с тем, преимущества дистанционного обучения, особенно в такой огромной стране как Россия, перевешивают его недостатки и сложности внедрения. Поэтому работа по внедрению дистанционного обучения в медицине, и особенно последипломном медицинском образовании, должна продолжаться и быть активизирована.

Типы дистанционных курсов и их организация

На первом этапе возможно проведение двух типов курсов - чисто дистанционные, которые включают только теоретический материал (курсы ТУ, направленные на ознакомление слушателей с последними достижениями в области изучения патогенеза, этиологии и профилактики заболеваний, новыми лекарственными средствами и интерпретацией результатов диагностических исследований) и заочно-очные курсы с дистанционным компонентом, которые могут включать обучение мануальным навыкам, но в рамках очной части курса. Поскольку в эту категорию попадают циклы общего усовершенствования, разумным будет установить предел заочно/дистанционной части обучения в 50% общего времени цикла.

На начальном этапе внедрения дистанционных технологий в последипломное образование следует также предусмотреть возможность проведения дистанционных курсов обучения с выдачей справки о прохождении курса (ТУ, продолжительность менее 72 часов, эквивалентных очному обучению {ЧЭОО}) без проведения очного экзамена - только по результатам тестирования с использованием дистанционных технологий.

Кроме того, следует рассмотреть вопрос о внедрении унифицированной системы оценки учебной нагрузки на слушателя (кредитной системы) для облегчения создания программ дистанционного обучения. Так, например, на ознакомление с новейшими достижениями в области некой специальности в рамках очного курса отводится 6 часов. Основную часть информации, можно почерпнуть в двух книгах (объемом 75 и 300 стр.) и трех обзорных статьях. Эти материалы становятся доступными слушателям. Хотя на прочтение этой информации может быть затрачено более 6 часов, слушатель получает, после ответов на вопросы, проверяющие его знакомство с материалами, кредиты, эквивалентные 6 часам очного обучения (6 ЧЭОО). Аналогичным образом может быть оценено участие в конференциях, чтение и реферирование литературы по специальности и т.д. Наличие кредитной системы позволит легче интегрировать дистанционное обучение с уже существующей системой очного обучения и повысить к ней доверие.

Еще один вопрос, который невозможно обойти стороной, говоря о подготовке систем дистанционного обучения является возможность злоупотребления как со стороны слушателя, так и учебного учреждения. В этой связи представляется необходимым с самого начала определить, что программы дистанционного обучения должны проходить общепринятую процедуру утверждения на заседании Методических Советов, все материалы (включая электронные учебные пособия, тестовые задания и т.п. )должны быть в наличии и готовы к представлению любой проверяющей организации, цели и задачи курса должны быть описаны в предоставляемых обучаемым материалам и методика определения учебной нагрузки должна быть определена. Документы цикла дистанционного обучения должны включать все вышеописанные материалы, если производилась рассылка печатных материалов, то документальные подтверждения проведенной рассылки, архив электронной переписки преподавателя со слушателями и архив результатов дистанционного тестирования. В случае проведения дистанционного курса с очным экзаменом (при отсутствии сведений о дистанционном тестировании), срок проведения экзамена должен быть увеличен вдвое (при использовании компьютерного тестирования вдвое большее число заданий). В случае заочно-очного формата цикла, продолжительность экзамена должна быть увеличена в полтора раза, за счет двукратного увеличения времени на тестирование разделов дистанционного компонента

В случае использования кредитной системы механизм начисления кредитов должен быть детально описан, утвержден в качестве неотъемлемой части документов цикла и документы об участии в кредитуемой активности должны храниться в документах цикла.

Пример.

Цикл общего усовершенствования, заочно-очный с дистанционным компонентом.

....

1.3 Состояние здоровья населения

1.3.1 Методы изучения состояния здоровья населения - 6 часов.

Изучение темы 1.3.1 требует детального ознакомления с книгой И.И.Иванова "Методы изучения здоровья насления", М.,1999, 255 стр. и книгой П.П.Петрова "Демографическая статистика", СПб, 1995, а также материалами, представленными на сайте курса (20 стр.)

1.3.2 Состояние здоровья населения Российской Федерации - 2 часа.

Изучение темы 1.3.2 требует изучение материалов на сайте курса (5 стр.) и участие в конференции "Здоровье населения России" 5-6 августа 2002 года, СПб.

1.3.3 Состояние здоровья населения на региональном уровне - 5 часов

Изучение темы 1.3.3 требует от слушателя проведения самостоятельной работы по выявлению данных о состоянии здоровья населения в его регионе, написание отчета и предоставление этих мтериалов преподавателю

....

Пояснение: Учебное время (количество кредитов) устанавливается исходя из относительной важности темы в общей структуре курса. Поэтому двухдневная конференция дает только 2 ЧЭОО (ЧЭОО). Подтверждением прохождения данной активности будут для темы 1.3.1 ответы на тестовые вопросы по материалам книг, для темы 1.3.2 документ об участии в конференции и тестовые вопросы, для темы 1.3.3 - рефераты, написанные слушателями и присланные куратору цикла.

Комбинация вышеуказанных подходов позволит повысить доверие к циклам дистанционного обучения как со стороны врачей-слушателей, так и преподавателей.

 

Сценарий циклов

В целом следует заметить, что для предоставления большей свободы преподавателям при разработке циклов дистанционного обучения следует описать сценарий цикла с меньшей степенью детализации. Первое, что требует определения, это минимальная продолжительность цикла (максимальная не оговаривается). Действительно, слушатель вряд ли сможет тратить на занятия более 3 часов в день. Учитывая разный темп работы и необходимость самостоятельной проработки больших объемов информации, можно приравнять 3 часа в день к 2 ЧЭОО. Тогда одна учебная неделя будет равняться 12 ЧЭОО. При подготовке новых материалов для дистанционного обучения можно использовать эквиваленты лекционного времени. Поскольку 1 час лекции эквивалентен 30 страницам машинописного текста, то 12 часов лекций эквивалентны 360 машинописным страницам. Однако, стандартная педагогическая модель предполагает, что новый лекционный материал занимает 1/3 учебного времени, а остальное время уходит на его обсуждение и приложение к конкретным ситуациям. Таким образом, ля подготовки материала на 1 учебную неделю будет необходимо создать, как минимум 120 стр. машинописного текста. Теперь, продолжительность дистанционного компонента цикла и объем требующейся информации можно определить следующим образом

Продолжительность цикла в неделях = (Общая продолжительность цикла в часах - продолжительность очной части в часах)/12

Объем подготавливаемой информации = Продолжительность цикла в неделях * 120

Для недельного (36 часов) цикла ТУ продолжительность должна быть не менее 3 недель, а объем подготавливаемой информации не менее 360 машинописных страниц.

Для цикла ОУ (144 часа) с двухнедельным очным компонентом продолжительность дистанционной части должна быть (144-72)/12=6 недель (в существующей версии "Положения..." была допущена опечатка - при 18 часах занятий в неделю дистанционный компонент должен быть для 144 часового цикла 4, а не 3 недели) и объем предоставляемой информации должен быть не менее 6*120=720 машинописных страниц.

Количество тестовых заданий зависит от числа тем, однако представляется разумным планировать по 5-10 тестовых заданий на каждые 2 ЧЭОО. Тогда общий объем тестовых заданий в неделю будет составлять 30-60, а на 144 часовой заочно-очный курс - не менее 200.

Семинарские занятия должны проводиться с использованием электронной почты, эл.конференций или интерактивного общения (чат-боарды). Как показывает международный опыт, наиболее эффективными и простыми являются системы рассылки по электронной почте (когда слушатели задают вопросы преподавателю и его ответы, вместе с вопросами, рассылаются всем слушателям) и конференции (когда слушатель задает вопрос на специальной Интернет-странице, другие слушатели и/или преподаватель отвечают или комментируют вопрос на той же странице).

Таким образом, основными требованиями при проведении дистанционного курса будет являться представление в Методический Совет материалов, достаточных для проведения курса указанной продолжительности, тестовых заданий и методологии учета активности и проверки знаний слушателей, а также детальное описание организации общения слушателей друг с другом и преподавателем.

Технология проведения циклов

Дистанционный компонент цикла может быть организован при помощи любого носителя информации, будь то печатные издания, электронные носители информации (CD-ROM или Web-сайты), аудио/видео записи, коль скоро их информационное наполнение соответствует требованиям к объему, описанным ранее и содержательная часть прошла рецензирование и утверждение в установленном порядке.

Для проведения дистанционного обучения могут использоваться

1. Системы видеоконференций и интерактивного телевидения

2. Компьютерные классы с подключением к Интернет

3. Компьютерные классы и индивидуальные компьютеры без подключения к Интернет в сочетании с системой взаимодействия слушателей друг с другом и преподавателем (телефон, факс, почтовая переписка)

4. Аудиозаписи или видеокассеты в сочетании с системой взаимодействия слушателей друг с другом и преподавателем (телефон, факс, почтовая переписка)

5. Печатные издания в сочетании с системой взаимодействия слушателей друг с другом и преподавателем (телефон, факс, почтовая переписка)

Система взаимодействия слушателей друг с другом может быть исключена для циклов продолжительностью менее 72 часов (ЧЭОО).

При наличии системы взаимодействия слушателей с преподавателем, педагогическая нагрузка рассчитывается исходя из количества ЧЭОО, при ее отсутствии - из времени, реально проведенном слушателем в контакте с преподавателем.

Учет трудозатрат при подготовке курсов

Как указывалось выше 1 ЧЭОО требует написания, как минимум 20 машинописных страниц информационных учебных материалов и создания тестовых заданий, что требует, по экспертным оценкам, не менее 30 часов рабочего времени. Это чрезвычайно большие трудозатраты, которые в настоящее время никак не учитываются. Поэтому предлагается следующее положение:

Создание материалов для дистанционного обучения приравнивается к проведению учебной работы исходя из соотношения 12 учебных часов за материалы, соответствующие 1 ЧЭОО, если курс в рамки которого они входят был утвержден Методическим Советом (рассчитано исходя из соотношения учебной и методической нагрузки). Кроме того, учебные материалы, размещенные в Интернете приравниваются к опубликованным учебно-методичеким пособиям, исходя из соотношения 1:1 по объему печатных страниц, при условии, что их текст может быть предоставлен проверяющим организациям по первому требованию.

Материалы для обучения

Материалы, предназначенные для дистанционного обучения должны отражать современное состояние медицинской науки и при предоставлении информации о методах диагностики, лечения и профилактики опираться на положения Приказа МЗ РФ N 303 от 03.08.1999 года