УТВЕРЖДЕНА

постановлением

Государственного Комитета

Российской Федерации по

высшему образованию

от 31 мая 1995 г. № 6

 

КОНЦЕПЦИЯ

создания и развития единой системы дистанционного

образования в России

 

Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования основывается на учете высокой социальной значимости дистанционного образования, сформировавшихся потребностей в нем и наличия у России необходимого кадрового педагогического, научно-технического и научно-методического потенциалов и финансовых возможностей.

1. Общая характеристика дистанционного образования

Под дистанционным образованием (ДО) в настоящей концепции понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от образовательных учреждений. Информационно-образовательная среда ДО представляет собой системно организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей.

Характерными чертами дистанционного образования являются:

- Гибкость: обучаемые системы дистанционного образования (СДО), в основном не посещают регулярных занятий в виде лекций и семинаров, а работают в удобное для себя время в удобном месте и в удобном темпе, что представляет большое преимущество для тех, кто не может или не хочет прекратить свой обычный уклад жизни. Для поступления студенту формально не требуется какого-либо образовательного ценза. Каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения предмета и получения необходимых зачетов по выбранным курсам.

- Модульность: в основу программ ДО кладется модульный принцип. Каждый отдельный курс создает целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых курсов-модулей формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным или групповым (например, для персонала отдельной фирмы) потребностям.

- Экономическая эффективность: средняя оценка мировых образовательных систем показывает, что ДО обходится на 50% дешевле традиционных форм образования. Опыт отечественных негосударственных центров ДО показывает, что их затраты на подготовку специалиста составляют примерно 60% от затрат на подготовку специалистов по дневной форме. Относительно низкая себестоимость обучения обеспечивается за счет использования более концентрированного представления и унификации содержания, ориентированности технологий ДО на большое количество обучающихся, а также за счет более эффективного использования существующих учебных площадей и технических средств, например, в выходные дни.

- Новая роль преподавателя: на него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирование при составлении индивидуального учебного плана, руководство учебными проектами и др. Он управляет учебными группами взаимоподдержки, помогает обучаемым в их профессиональном самоопределении. Асинхронное, как правило, взаимодействие обучаемых и преподавателя в СДО предполагает обмен сообщениями путем их взаимной посылки по адресам корреспондентов. Это позволяет анализировать поступающую информацию и отвечать на нее в удобное для корреспондентов время. Методами асинхронного взаимодействия являются электронная голосовая почта или электронные компьютерные сети.

- Специализированный контроль качества образования: в качестве форм контроля в ДО используются дистанционно организованные экзамены, собеседования, практические, курсовые и проектные работы, экстернат, компьютерные интеллектуальные тестирующие системы. Следует особо подчеркнуть, что решение проблемы контроля качества ДО, его соответствия образовательным стандартам имеет принципиальное значение для успеха всей системы ДО. От успешности ее решения зависит академическое признание курсов ДО, возможность зачета их прохождения традиционными учебными заведениями. Поэтому для осуществления контроля в СДО должна быть создана единая система государственного тестирования.

- Использование специализированных технологий и средств обучения: технология дистанционного обучения - это совокупность методов, форм и средств взаимодействия с человеком в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения им определенного массива знаний. Обучающая технология строится на фундаменте определенного содержания и должна соответствовать требованиям его представления. Содержание предлагаемого к освоению знания аккумулируется в специальных курсах и модулях, предназначенных для ДО и основанных на имеющихся в стране образовательных стандартах, а также в банках данных и знаний, библиотеках видеосюжетов и так далее.

Представление информации для обучаемых осуществляется в виде:

- печатных материалов (учебно-методические комплекты литературы и заданий),

- электронных материалов (компьютерные образовательные среды, базы данных, банки знаний, электронные учебники),

- аудио- и видео- продукции,

- телевизионных передач.

При этом носителями информации являются:

- книги,

- гибкие магнитные, лазерные или жесткие диски,

- аудио- или видеокассеты.

В качестве средств обучения в ДО выступают, соответственно:

- учебно-методические комплекты ("кейсы"),

- компьютеры,

- телевизоры,

- телефоны,

- магнитофоны,

- видеомагнитофоны,

- специальная техника мультимедиа.

- Опора на современные средства передачи образовательной информации: центральным звеном СДО являются средства телекоммуникации и их транспортная основа. Они используются для обеспечения образовательных процессов:

- необходимыми учебными и учебно-методическими материалами,

- обратной связью между преподавателем и обучаемым,

- обменом управленческой информацией внутри системы ДО,

- выходом в международные информационные сети, а также для подключения в СДО зарубежных пользователей.

 

2. Цели и задачи создания единой СДО и приоритеты ее развития на ближайший период

Высшей целью создания и развития системы ДО является предоставление школьникам, студентам, гражданским и военным специалистам, безработным, самым широким кругам населения в любых районах страны и за ее рубежами равных образовательных возможностей, а также повышение качественного уровня образования за счет более активного использования научного и образовательного потенциала ведущих университетов, академий, институтов, лидирующих отраслевых центров подготовки и переподготовки кадров, институтов повышения квалификации, других образовательных учреждений. Система ДО позволит обучающемуся получить как базовое, так и дополнительное образование параллельно с его основной деятельностью. В конечном итоге создаваемая система дистанционного образования направлена на расширение образовательной среды в России, на наиболее полное удовлетворение потребностей и прав человека в области образования.

СДО дополнит существующие очные и заочные системы обучения, не будучи их антагонистом. Она естественным образом интегрируется в эти системы, совершенствуя и развивая их, способствует усилению интеграции разнообразных образовательных структур и развитию непрерывного образования граждан. За счет создания мобильной информационно-образовательной среды и сокращения удельных затрат на одного обучаемого примерно в 2 раза в сравнении с традиционными системами образования СДО обеспечит принципиально новый уровень доступности образования при сохранении его качества. ДО является наиболее перспективной формой образования широких слоев населения России в XXI веке.

 

СДО должна содействовать решению таких социально значимых задач, как:

- повышение уровня образованности общества и качества образования;

- реализация потребностей населения в образовательных услугах;

- удовлетворение потребностей страны в качественно подготовленных специалистах;

- повышение социальной и профессиональной мобильности населения, его предпринимательской и социальной активности, уровня самосознания, расширение кругозора;

- сохранение и приумножение знаний, кадрового и материального потенциалов, накопленных отечественной высшей школой;

- развитие единого образовательного пространства в рамках России, СНГ, всего мирового сообщества, подразумевающее обеспечение возможности получения нострифицированного образования в любой точке образовательного пространства.

Развитие СДО, использующей методы обучения, основанные на современных технологических достижениях с высокой степенью охвата и дальнодействия, должно способствовать укреплению международных позиций России, поскольку под воздействием научно-технического прогресса образование становится инструментом взаимопроникновения не только знаний и технологий, но и капитала, инструментом борьбы за рынок, решения геополитических задач.

Достоинства дистанционного образования становятся очевидными, а развитие СДО приобретает особую актуальность для образовательной системы России под воздействием следующих процессов:

- продолжение экономических реформ, выдвигающих новые требования к образованию;

- формирование новых потребностей населения в современных содержании и технологиях образования;

- политические изменения, способствующие росту международных связей, в том числе в области образования;

- появление и быстрое развитие качественно новых технических средств обмена информацией между участниками образовательного процесса;

- рост международной интеграции в образовании при усилении конкуренции на мировых рынках образовательных услуг.

В настоящее время создание СДО становится особенно актуальным, так как именно эта система может наиболее адекватно и гибко реагировать на потребности общества и обеспечить реализацию конституционного права на образование каждого гражданина страны. СДО соответствует логике развития системы образования и общества в целом, где во главу угла ставятся потребности каждого отдельного человека.

К началу этапа полного развертывания (2000 г.) российская СДО должна располагать возможностями для обучения до 1,5 млн. человек в год по направлениям и специальностям основного высшего образования и до 2 млн. человек в год по направлениям дополнительного образования (включая повышение квалификации и переподготовку кадров) и просвещения.

 

Развитие СДО ориентируется на такие социальные группы, как:

- молодежь, не имеющая возможности получить высококачественные образовательные услуги в традиционной системе образования в силу ограниченной пропускной способности этой системы, необходимости совмещения учебы с работой, географической удаленности от вузовских центров и других аналогичных факторов;

- офицеры сокращающихся Вооруженных Сил и члены их семей;

- лица, проходящие действительную срочную службу в Вооруженных Силах России;

- офицеры и солдаты срочной службы МВД и погранвойск;

- высвобождающиеся специалисты конверсионных предприятий ВПК;

- уволенные и сокращенные гражданские лица, зарегистрированные в федеральной службе занятости;

- руководители региональных органов власти и управления;

- лица всех возрастов, проживающие в удаленных и малоосвоенных регионах страны;

- работающие, уже имеющие образование и желающие приобрести новые знания;

- студенты, намеренные получить второе параллельное образование;

- лица, желающие получить второе дополнительное образование;

- лица, специфика работы которых (например, вахтовики) не позволяет учиться в ритме действующих образовательных технологий;

- лица, имеющие медицинские ограничения для получения регулярного образования в стационарах;

- менеджеры различного уровня, работающие на предприятиях всех форм собственности;

- преподаватели различных образовательных учреждений, включая вузы;

- лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы.

Наряду с этими социальными группами важным потребителем услуг СДО станет русское и русскоязычное население зарубежных стран, в том числе стран СНГ, и лица, для которых русский язык является вторым основным языком.

Создание СДО, в полной мере отвечающей поставленным целям, представляет собой сложную общегосударственную задачу. При ее решении должны быть в полной мере использованы накопленные в российской высшей школе научно-методический, кадровый и производственный потенциал, информационные ресурсы и технологии, опыт проведения дистанционного обучения, существующая телекоммуникационная инфраструктура (универсальные каналы связи и каналы вторичных сетей) и организационные структуры высшей школы. В целом Россия располагает необходимыми предпосылками для перехода к развертыванию национальной системы дистанционного образования.

Вместе с тем при создании единой СДО должны быть преодолены существующие разобщенность и несогласованность в развитии ДО, обеспечено эффективное объединение усилий вузов, других образовательных учреждений и организаций в области ДО на основе:

- требований государственного образовательного стандарта;

- общих психолого-педагогических, методических и технических требований к курсам ДО;

- единых требований к уровню психолого-педагогической компетентности кадров СДО;

- создания единой информационно-образовательной среды СДО;

- объединения бюджетных и внебюджетных источников финансирования на развитие СДО в целом;

- единого стратегического управления системой.

Создание единой СДО не должно препятствовать самостоятельности образовательных учреждений и развитию многообразных форм ДО, обеспечивающих уровень подготовки, превосходящий требования государственного образовательного стандарта.

Основными задачами, связанными с созданием СДО, являются:

- определение и закрепление принципов организации и функционирования единой СДО;

- формирование организационно-управленческой структуры СДО и финансовых механизмов, обеспечивающих ее развитие;

- разработка нормативно-правового обеспечения СДО;

- создание системы информационно-аналитического и маркетингового обеспечения СДО, включая разработку и осуществление программы проведения рекламно- пропагандистской кампании (с учетом специфики регионов и типов контингента пользователей), направленной на ознакомление населения с принципами функционирования, возможностями и преимуществами СДО и на придание ей статуса высокой престижности и социальной значимости;

- разработка теоретических, научно-психологических основ и конкретных методик дистанционного обучения с учетом социо- культурной, профессиональной, этнической, возрастно- психологической и иной специфики пользователей ДО; - создание специализированных информационно-образовательных сред и курсов ДО, включая создание распределенной системы информационных ресурсов учебного назначения, доступных по компьютерным телекоммуникациям и развитие системы электронных библиотек;

- разработка критериев, средств и систем контроля качества ДО;

- формирование материально-технической базы СДО, в том числе для разработки и репродуцирования методических материалов, программ, курсов и их сопровождения;

- совершенствование коммуникационной инфраструктуры для реализации образовательных технологий ДО, включая:

- создание общероссийской сети интерактивного спутникового телевидения, состоящей из центральной и региональных учебных телестудий, соединенных спутниковыми каналами связи;

- интеграцию и развитие прежде всего в регионах систем компьютерных телекоммуникаций высшей школы RUNNET, UNICOR, RELARN, обеспечение взаимодействия отраслевых и других существующих в России сетей с СДО;

- формирование сети региональных и отраслевых центров дистанционного обучения, оснащенных:

- компьютерными классами;

- приемными (приемно-передающими) станциями спутникового телевидения;

- подключением к национальной компьютерной сети;

- электронным архивом учебного материала;

- местной электронной доской объявлений;

- библиотекой и видеотекой учебных курсов;

- просмотровыми видеозалами;

- средствами размножения учебных пособий малыми тиражами;

- офисным оснащением.

- создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров СДО;

- развитие широкого двустороннего и многостороннего международного сотрудничества в области дистанционного образования.

Указанные задачи должны решаться с учетом таких принципиальных требований, как:

- безусловное обеспечение высоких стандартов и качества образования за счет реализации комплексных образовательных программ, основанных на лучших традициях отечественного образования, международном опыте, а также на использовании передовых психолого-педагогических, информационных, коммуникационных и других технологий;

- организация образования, на основе тесного и непрерывного взаимодействия образования, науки и производства, и использование преимуществ, создаваемых такой организацией;

- конкретная адресность курсов и программ ДО в зависимости от социальных и образовательных задач и специфики контингента обучаемых;

- последовательное формирование благоприятного общественного мнения о дистанционном образовании и создание условий для социально-психологической комфортности пользователей СДО;

- обеспечение полноценной оперативной (педагогической) и отсроченной (образовательной и социально-психологической) обратной связи с потребителями услуг СДО для определения ее действенности в различных регионах и эффективности дистанционного обучения различных категорий пользователей;

- преимущественная ориентация государственных заказов для СДО на отечественных производителей технических средств с целью расширения занятости в российской экономике.

Важнейшими социальными приоритетами развития СДО в период ее создания и первоначального функционирования являются:

- первоочередное обеспечение широкомасштабной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для конверсионных, образовательных, региональных и других государственных и общественных программ, обеспечивающих развитие приоритетных отраслей экономики и социальной сферы;

- скорейшее предоставление населению образовательных услуг высшей школы по дисциплинам, которые пользуются максимальным спросом, не удовлетворенным традиционными системами обучения;

- ускоренное развитие инфраструктуры СДО, предоставляющей возможность получения образования по месту жительства широким слоям населения, и решение, тем самым, социальных проблем, связанных с существующей диспропорцией в размещении высших и других учебных заведений на территории России и СНГ, с миграцией молодежи в крупные города с целью получения образования в ведущих вузах страны и вызванной этим дополнительной социальной напряженностью в крупных городах, с отставанием уровня образованности в малых городах;

- предпочтительное развитие форм дистанционного образования, создающих условия для качественно новой академической мобильности студентов, предоставления им возможности для перехода с одной образовательной программы на другую, из одного учебного заведения в другое для продолжения образования, одновременного обучения в различных учебных заведениях, в том числе зарубежных;

- ускоренное развитие экспорта образовательных услуг российской высшей школы с целью укрепления ее экономической базы и влияния России на международной арене.

 

3. Принципы организации и управления единой СДО

Создание и развитие единой СДО в России осуществляются в рамках соответствующей Федеральной программы, разрабатываемой на основе данной концепции и утверждаемой Правительством Российской Федерации на очередное пятилетие. Федеральная программа предусматривает:

- многовариантность и многоуровневость программ обучения в СДО при одновременном обеспечении высокого качества образования и его соответствия государственным образовательным стандартам;

- координацию деятельности министерств и ведомств в деле формирования и функционирования СДО;

- наиболее полное использование существующей телекоммуникационной инфраструктуры при минимальном дооснащении регионально-отраслевых центров ДО;

- многоканальность инвестиций, сочетание федеральных, региональных и местных бюджетных и внебюджетных источников финансирования СДО;

- концентрацию государственных средств в едином центре СДО и их использование в соответствии с целями, принципами и приоритетами, определенными в настоящей концепции;

- постепенный выход СДО на режим преимущественного самофинансирования после стартового государственного финансирования на начальном этапе ее формирования;

Первым шагом к созданию единой СДО является учреждение Головного совета по дистанционному образованию, который, опираясь на данную концепцию, вырабатывает рекомендации по формированию новой образовательно-информационной среды. На основании рекомендаций Головного совета Правительством Российской Федерации назначается Федеральный центр (ФЦ) СДО, организующий работы по Федеральной программе создания и развития единой СДО, и осуществляющий эксплуатацию единой СДО.

ФЦ СДО действует на правах университета и работает под общим руководством Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию, на который возлагаются функции координации на государственном уровне новой дистанционной и традиционных форм обучения, координация российских и международных программ в области ДО, контроль за созданием и функционированием СДО. Для реализации этих функций в Государственном комитете Российской Федерации по высшему образованию создается соответствующее подразделение.

На ФЦ СДО возлагаются следующие основные функции:

- формирование на базе существующих структур и создание новых центров и образовательных учреждений ДО, их подготовка к аттестации и представление в органах государственно-общественной аттестации;

- аккредитация юридических лиц, желающих вести подготовку и переподготовку кадров в единой СДО;

- выработка принципов и критериев аттестации кадров СДО, разработка и координация программ их подготовки, переподготовки и повышения квалификации;

- формирование требований к образовательно-информационной среде, модулям системы тестирования ДО в соответствии с государственными образовательными стандартами;

- сертификация разработанных курсов ДО;

- стратегический маркетинг и планирование развития центрального фонда просветительских, общеобразовательных, школьных и вузовских курсов ДО, обеспечивающие минимизацию стартового финансирования СДО и постепенный переход к самофинансированию;

- формирование центрального фонда курсов ДО и распоряжение им, путем заключения с физическими и юридическими лицами договоров по разработке, тиражированию и использованию курсов ДО на конкурсной и иной основе;

- формирование и распоряжение фондом технических и организационно-технических средств, обеспечивающих функционирование единой СДО;

- координация крупных инфраструктурных проектов, в том числе в области телекоммуникации, способствующих развитию единой СДО, аренда дорогостоящих спутниковых каналов для совместного использования большим количеством малых учебных заведений;

- координация научных исследований и разработок в области научно-методического, технического, технологического, организационно-правового обеспечения ДО;

- привлечение внебюджетных инвестиций для развития единой СДО;

- организация юридической поддержки СДО;

В структуру ФЦ СДО входят:

- Головной Совет,

- Научно-методическое объединение,

- Российский университет дистанционного образования (РУДО).

Головной Совет функционирует как совещательный и экспертный орган (Ученый Совет).

Научно-методическое объединение ДО выполняет ряд функций, определяемых ФЦ СДО, в том числе:

- обеспечивает разработку критериев и порядка аттестации учебных планов и программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров СДО;

- вырабатывает типовые психолого-педагогические требования к разработке, реализации и контролю за эффективностью программ и курсов СДО применительно к конкретной социо-культурной, этнической, возрастно-психологической и иной специфике групп пользователей СДО в различных регионах России и обслуживаемых зарубежных странах;

- обеспечивает разработку и применение в единой СДО современных обучающих технологий, позволяющих минимизировать психолого-педагогические трудности, вызываемые ДО.

Российский университет дистанционного образования (РУДО) создается ФЦ СДО в качестве университета нового типа, (распределенного университета) объединяющего на договорной основе ресурсы множества образовательных учреждений всех форм собственности. Организации, входящие в РУДО станут основными исполнителями работ по Федеральной программе. В итоге ее реализации РУДО станет главным образовательным учреждением единой СДО России. Прошедшие обучение в системе РУДО получат дипломы государственного образца, выдаваемые ФЦ СДО или уполномоченными им учебными заведениями.

В состав РУДО входят:

- региональные и отраслевые центры ДО, обеспечивающие развитие СДО в регионах по различным направлениям подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

- региональные информационные центры, создаваемые, как правило, на базе региональных центров новых информационных технологий (РЦНИТ) высшей школы, региональных опорных узлов образовательных и научных компьютерных сетей и обеспечивающие поддержку телекоммуникационной инфраструктуры ДО, развитие информационно-технологической базы ДО;

- специализированные учебные центры и учреждения ДО, отделения ДО вузов и других образовательных учреждений, обеспечивающие:

- разработку образовательных программ и курсов ДО;

- организацию учебного процесса, включая создание индивидуального образовательного пространства для каждого обучаемого;

- аттестацию обучаемых;

- рекламу образовательных услуг СДО;

- выдачу по согласованию с ФЦ СДО дипломов РУДО, или двойных дипломов РУДО-ВУЗ выпускникам, прошедшим подготовку в единой СДО.

ФЦ СДО объединяет и координирует деятельность других организаций, входящих в единую СДО:

- учебных заведений и учебных центров ДО, других юридических лиц, ведущих подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров дистанционными методами и получивших аккредитацию в ФЦ СДО;

- головных организаций по основным направлениям функционирования СДО;

- производственно-технических центров;

- телерадиокомпании, обеспечивающей единую СДО;

- общественных объединений (ассоциаций), способствующих развитию ДО.

 

4. Этапы создания и развития единой СДО

 

Создание единой СДО осуществляется в четыре основных этапа:

- Организационный этап (до конца 1995 г.), на котором решаются вопросы создания структур, обеспечивающих функционирование СДО, проводятся предпроектные исследования и разрабатывается проект Федеральной программы развития СДО, утверждаемый Правительством Российской Федерации, согласуются вопросы финансирования;

- Стартовый этап (до конца 1997 г.), в ходе которого начинается реализация Федеральной программы, создается первичный фонд курсов ДО и начинается их использование в системе РУДО на коммерческой основе в рамках пилотных проектов. Начинается подготовка кадров СДО. Предполагаемые масштабы развертывания СДО (на конец второго года с момента открытия финансирования) характеризуются следующими показателями:

- количество учебных курсов ДО - около 100,

- количество обучаемых - до 100 тыс.чел.,

- административный и технический персонал СДО - 150-200 чел.,

- количество временно занятых преподавателей - 500-600 чел.,

- количество регионально-отраслевых центров СДО - 10;

- Накопительный этап (до конца 1999 г.), основная задача которого состоит в подготовке условий для полномасштабного развертывания СДО в России в целом, включая наработку достаточного количества курсов ДО различного уровня, создание соответствующей инфраструктуры, подготовку требуемого количества обладающих необходимыми знаниями и навыками педагогических и технических кадров. Финансирование работ на данном этапе смешанное, его источниками являются госбюджет, внебюджетные средства и доходы от реализации образовательных услуг ДО в стране и за рубежом. Планируемые показатели:

- количество преподаваемых учебных курсов ДО - около 1000,

- количество обучаемых - до 1 млн.чел.,

- персонал СДО - 1000 чел.,

- количество временно занятых преподавателей - 10000 чел.,

- количество регионально-отраслевых центров СДО - 100;

- Этап полного развертывания единой СДО (рабочий) (с 2000 г.), на котором СДО переходит в режим преимущественно самообеспечивающейся системы. Начинается оказание части образовательных услуг на конкурсной основе. Складывается завершенная в основном российская система многоуровневого дистанционного образования. Планируемые показатели на конец 2000 г.:

- количество преподаваемых учебных курсов ДО - свыше 1000,

- количество обучаемых - до 3,5 млн.чел., из них получающих первое высшее образование в соответствии с законом "Об образовании"- до 300 тыс. чел.

- персонал СДО - 3000 чел.,

- количество временно занятых преподавателей - 10000 чел.,

- количество регионально-отраслевых центров СДО - 120.

 

5. Финансирование Федеральной программы

Финансирование программы основывается на принципах многоканальности, концентрированности и своевременности, что означает:

- во-первых, поступление средств на подготовку, создание и функционирование СДО как из федерального и региональных бюджетов, а также из привлеченных источников юридических и физических лиц. Основным источником финансирования на первоначальном этапе является федеральный бюджет;

- во-вторых, выделение в полном объеме необходимого финансирования на стадии подготовки и формирования СДО в соответствии с утвержденной сметой расходов;

- в-третьих, строгое соблюдение финансового плана.

Контроль за использованием федеральных бюджетных средств осуществляется Министерством финансов РФ.

В качестве политики государственной поддержки на первые пять лет создания и функционирования СДО Правительство РФ предоставляет льготы по федеральным налогам на основные фонды ФЦ СДО, освобождает от таможенных пошлин на материально-техническую базу, необходимую для создания СДО, а также освобождает размещенные в банках, обслуживающих СДО, средства из бюджетных и внебюджетных источников от обязательного резервирования в Центральном Банке России с целью использования расчетных сумм резерва по указанным средствам в качестве источников кредитования программ коммерческого и некоммерческого характера по соглашению между распорядителями данных средств вышеуказанных коммерческих банков в целях дополнительного финансирования системы СДО.

Ориентировочная стоимость работ по Федеральной программе на указанных выше этапах определяется в 1 трлн. руб., из которых 585 млрд. руб. поступают из госбюджета (включая средства на оплату аренды части телекоммуникационных сетей).

 

6. Социальная, экономическая и геополитическая

целесообразность Федеральной программы

Осуществление программы создания единой СДО даст следующие результаты:

1. Значительно расширится круг потребителей образовательных услуг, в том числе в труднодоступных, малонаселенных регионах, в районах, удаленных от научных и культурных центров страны.

2. Учитывая, что программы и курсы ДО создаются ведущими преподавателями и учеными страны и распространяются по всей ее территории, повысится качество обучения слушателей, студентов и школьников независимо от их местонахождения.

3. Развертывание СДО обеспечит создание дополнительных рабочих мест для персонала, обслуживающего ДО, разработчиков и производителей технических средств для СДО.

4. Специальные курсы ДО, предназначенные для повышения квалификации и переподготовки кадров, помогут в решении проблемы занятости и позволят повысить уровень подготовки специалистов, быстрее реагировать на меняющиеся социально-экономические условия.

5. Программы и курсы психологической поддержки, подготовленные психологами совместно со специалистами- предметниками (юристами, экономистами, врачами и др.), помогут многим категориям населения, в первуюb очередь - безработным, верно сориентироваться в меняющейся социально-экономической обстановке, будут содействовать направлению энергии людей в конструктивное, а не деструктивное русло и окажут положительное воздействие на снижение социальной напряженности.

6. СДО предоставит возможность получения основного и дополнительного образования по российским программам русскому и русскоязычному населению зарубежных стран.

7. Поскольку стоимость обучения одного студента или слушателя, получающего образование в СДО, примерно в два-три раза ниже стоимости традиционного обучения, при развертывании СДО затраты на подготовку специалистов сократятся, и при обучении только 300 тысяч студентов прямые затраты окупятся в течение двух-трех лет.

8. Техническое оснащение СДО обеспечит заказами наукоемкие производства России, связанные с радиоэлектроникой, информатикой, аэрокосмическим комплексом.

9. Предоставляя зарубежным странам образовательные услуги нового типа, основанные на передовых технологиях, российское государство получит дополнительные валютные поступления.

10. Развитие СДО будет способствовать продвижению новых российских образовательных, информационных и коммуникационных технологий на мировой рынок, что даст экономический эффект и повысит престиж страны.