Программа

Популяционно-ориентированная первичная помощь

Совместный проект.

СПб Медицинская Академия Последипломного образования и НП Санкт-Петербургский Институт Общественного Здравоохранения

Введение.

Эпидемиологический анализ ситуации со здоровьем в Санкт-Петербурге, и в России в целом, указывает на наличие двух основных неблагоприятных тенденций: увеличение количеста пожилых людей с соответствующим ростом количества заболеваний пожилого возраста, в первую очередь ССЗ; рост инфекционной заболеваемости среди молодежи, в особенности заболеваниями, передающимися с кровью. К сожалению, система здравоохранения часто рассматривает себя как службу, работающую "по требованию", в которой каждое обращение уникально и не связано с другим. Уроки, которым учит эпидемиология часто игнорируются, поскольку как эпидемиология, так и общественное здоровье мало представлены в программе обучения в медицинском вузе. Ситуация усугубляется чрезмерной специализацией в медицине, когда каждый врач отвечает заопределенный орган или систему, а не за пациента в целом иуж естественно, не за население. Данная ситуация должна измениться с распространением семейной медицины, специальности направленной на лечение пациентов с широким спектром часто встречающихся заболеваний.Признавая значимость для ведения пациента семейного, социального и социкультурного окружения, кафедры семейной медцины часто включают в свой состав не-медиков, в особенности психологов, для того, чтобы расширить диапазон преподаваемых предметов. Семейная медицина развивается как всеобъемлющий подход к здравоохранению, в котором врач выступает как координатор, манипулюрующий различными биопсихосоциальными системами и факторами для того, чтобы оказать положительное воздействие на здоровье конкретного пациента.Соответственно, основным подходом к усилению роли первичной помощи и стимулирования ее эффективности в свете планируемой децентрализации системы здравоохранения является двойной подход, комбинирующий модель Популяционно-ориентированной первичной помощи с научно-доказательной медициной в то, что можно назвать популяционно-ориентированная доказательная первичная помощь .

Популяционно-ориентированная первичная медицинская помощь (ПОПП) - это систематический подход к оказанию медицинской помощи, базирующийся на принципах эпидемиологии, первичной помощи, профилактической медицины и укрепления здоровья. (Longlett et al. 2001).

В 1982 году Институт медицины организовал конференцию посвященную усилению подготовки в области ПОПП среди профессионалов здравоохранения (Connor and Mullan 1983). Эта конференция привела к формулировке определения ПОПП, которое включало три компонента:

1) Первичная помощь, которая предоставляет доступную, всеобъемлющую, скоординированную и подотчетную медицинскую помощь.

2) Определенная община, за здоровье которой данная практика приняла на себя ответственность.

3) Процесс, включающий в себя следующие этапы:

1. Определение и характеристика общины,

2. Постановка общинного диагноза,

3. Разработка и внедрение профилактических/куративных вмешательств,

4. Оценка эффекта от вмешательства.

Еще одна характеристика, которая была добавлена позднее, включает в себя необходимость вовлечения населения в деятельность, связанную с предществующими четырьмя этапами (Rhyne et al. 1998). Основой ПОПП является попляция и этика медицины, направленная на улучшение состояния здоровья всех жителей (Gardner et al. 2000).

При этом важно понимать, что говоря о населении, теоретики ПОПП обычно упоминают общину, а община - это не всегда группа людей, живущих по соседству. Как показывает опыт США, хотя ряд финансруемых правительством пректов по развитию ПОПП оказались успешными, многие врачи сомневались, что этот подход можно использовать в повседневной работе обычных врачей. Этот скептицизм привел к изменению определения ПОПП.

В 1982 году Карк и Абрамсон представили следующие пять определений общины и представили их в порядке предпочтительности:

1. истинная община в социологическом смысле,

2. лица, живущие в данном районе\квартале,

3. работники предприятия\компании или учащиеся учебного заведения,

4. лица, прикрепленные к определенной врачебной практике, поликлинике, страховой компании,

5. лица, повторно обращающиеся за одной и той же формой помощи.

В том же самом году Мэдисон (Madison) предложил, что принципы ПОПП могут быть внедрены с большей простотой, если определение общины будет переопределено. Вместо того, чтобы ограничивать определение общины естественно возникающими социальными группами или географической местностью, оно может быть расширено для того, чтобы включить популяции, обсуживаемые одной практикой или популяцией пациентов с определенным заболеванием. Для многих ПОПП таким образом стало ассоциироваться с любым оказанием медицинской помощи. 

Слушатели данного курса должны знать разные определения общины и понимать, что принципиально этот подход может использоваться практичски в любо ситуации.

Основные этапы ПОПП являются великолепной основой для популяционной медицины, управление практикой и постоянного улучшения качества. Для практики ПОПП необходимы навыки оценкт т определения проблем, разработки плана вмешательства, направленного на решение этой проблемы и оценки реализации и отслеживания результатов вмешательства.

Слушатели: лица, обучающиеся в ординатуре по семейной медицине и проходящие урсы профессиональной переподготовки

Цель: Повысить знания семейного врача и его навыки в отношении популяционно-ориентированного подхода к лечению пациентов, их семей и общин, в которых они проживают, путем постоянного учета популяционной составляющей при оранизации лечения и профилактики

Задачи:

Знания и навыки в области ПОПП для семейных врачей

·        Понимать, что физическое и социальное окружение пациента с одной стороны и его здоровье и самочувствие с другой, тесно связаны

·        Понимать влияние общины на здоровье популяции

·        Понимать влияние общины на практическую работу и стиль практики врача

·        Понимать применяемые для изучения проблем здоровья населения эпидемиологические методы

·        Знать методы укрепления здоровья и профилактические вмешательства, направленные на решение проблем со здоровьем в данной общине

·        Оценивать валидность результатов оценки вмешательств

·        Дать определение ПОПП, его содержанию и практике

·        Дать определение элементов ПОПП, которые могут быть реализованы за время прохождения общеврачебной практики

·        Определить и охарактеризовать определенную популяцию с использованием вторичных данных.

·        Выявлять популяционные проблемы со здоровьем, используя объективные и субъективные данные

·        Спланировать вмешательство, направленное на выявленную проблему со здоровьем

·        Определять, какие, имеющиеся в данной общине ресурсы, могут помочь решить выявленную проблему со здоровьем

·        Участвовать в работе групп населения и мониторировать их активность

·        Определять роль преподавателя и практикующего врача в организации работы групп населения

·        Знать существующие местные, региональные и национальные баы данных часто встречающихся и хронических заболеваний

·        Продемонстрировать навыки лидерства в мультидисциплинарной команде

·        Понимать значимость персональных компьютеров и электронных историй болезни в реализации ПОПП

·        Анализировать деятельность общественных организаций с точки зрения ПОПП

·        Понимать различия между профилактикой заболеваний и укреплением здоровья и практикой ПОПП

 

Обучение в области следующих дисциплин позволит развить эти навыки:

Базовые теоретические курсы:

Практические курсы:


Введение в ПОПП.

Определение ПОПП. История ПОПП. Опыт Южной Африки. Развитие ПОПП в Израиле. ПОПП в США: история разных систем. Алма-Атинская конференция, первичная помощь. Советская система и ее связь с ПОПП. Корни ПОПП: эпидемиология и другие спеиальности общественного здоровья, их связь с практикой ПОПП. Определение общины. Изменения определения и их влияние на вовлеченность врачей в ПОПП. Положительные и отрицательные стороны разных оьпределений. Семейная медицина и ПОПП. Работа с населением. Создание коалиций. Работа со средствами массовой информации.

Ведение в эпидемиологию с клинической эпидемиологией

Определение эпидемиологии. Роль эпидемиологии в ПОПП. Эпидемиологическое мышление. Время, человек, место. Пациент, община, популяция. Измерение болезней. Источники эпидемиологических даных. Расследование вспышек. Клиническая эпидемиология. Теория диагностики. Определение нормы. Скрининг. Изучение пользы для здоровья.

Основы эпидемиологии (ДО)

Введение в эпидемиологию. Определение частоты заболевания в популяции. Сравнение частотных показателей. Ошибки измерения и систематические ошибки. Типы эпидемиологических исследований. Основные методы исследований в эпидемиологии. Основы расследования вспышек заболеваний. Диагностическое тестирование. Эпидемиологические исследования в генетике. Эпидемиология питания.

Введение в биостатистику

Вариабельность и случайная ошибка. Представление данных: таблицы и графики. Распределения. Популяция и выборка. Центральная предельная теорема. Сравнение средних. Доверительные интервалы. Оценка пропорций. Сравнение двух групп. Отношения и риски. Отношения шансов. Влияние третьих переменных. Коррекция отношений шансов.

Основы биостатистики с оценкой исследований (ДО)

Введение в оценку качества исследований в здравоохранении. Концепции и переменные. Внутренняя и внешняя валидность. Источники ошибок. Случайная ошибка и смещение (систематическая ошибка). Типы переменных. Дизайн эксперимента. Пре-экспериментальные дизайны. Квази-экспериментальные дизайны. Истинно экспериментальные дизайны. Статистические дизайны. Рандомизайия и ее роль в исследованиях. Рандомизированные клинические испытания. Оценка исследований в здравоохранении. Критическая оценка исследований лечения. Критическая оценка исследований диагностики. Критическая оценка исследований этиологии. Систематический обзор и мета-анализ.

Введение в медицинскую информатику

Введение в медицинскую информатику. Модели. Информация. Информационные системы. Информационные навыки. Коммуникация. Технологические аспекты информатики: обзор современных компьютерных технологий. Наладонные и карманные компьютеры. Современные научные калькуляторы для быстрой оценки биомедицинских данных. Коммуникационные технологии и поиск информации. Поиск и оценка медицинской информации. Поиск информации в базах данных: data mining. Применение информации в здравоохранении

Основы медицинской информатики (ДО)

Коммуникационные технологии и поиск информации. Понятие о базах данных. Типы баз данных. Планирование баз данных. Создание баз данных (создание структуры баз данных, система проверки, аудит качества). Проблемы кодирования и стандартизации биомедицинской информации. Телемедицина. Регистры и их использование в работе системы здравоохранения. Использование рутинных источников информации для изучения состояния населения региона . Структурирование и передача информации в рамках устного выступления и при общении с пациентом. Юридические аспекты накопления, хранения и обеспечения доступа к медицинской информации.

Профилактическая медицина и общественное здоровье

Введение в профилактическую медицину. Основные концепции. Показатели состояния здоровья. Естественное течение заболевания. Уровни профилактики. Первичная профилактика. Укрепление здоровья. Питание и здоровье. Экологические факторы. Повеенческие факторы. Специфическая профилактика. Вакцинация. Использование антимикробных средств. Профилактика травм. Предотвращение ятрогенный состояний. Вторияная профилактика. Скриниг населения. Индивидуальное выявление случаев. Диспансеризация. Третичная профилактика. Ограничение вреда (ИБС, гиперлипилемия, гипертензия, сахарный диабет). Реабилитация. Экономика профилактики. Организация и функционирование системы охраны общественного здоровья в России и за рубежом.

Основы экономики здоровья (ДО)

Введение в экономическое мышление. Спрос и предложение. Рынки. Совершенные и несовершенные рынки. Монополия. Олигополия, монопсония и их влияние на рынки. Экономика благосостояния. Расходы в здравоохранении. Спрос и эластичность. Финансирование системы здравоохранения: частное, ДМС, ОМС, налоговое финансирование. Связь эластичности, расходов на здравоохранение и методов возмещения расходов. Экономический анализ в здравоохранении: минимизация расходов, анализ стоимость-полезность, стоимость-эффективность и стоимость-выгода. Спрос, индуцированный поставщиком.

Медицинская экология для ПОПП

Экология и профессиональные заболевания в общественном здоровье. Введение. Воздействие профессиональных вредностей и агентов, содержащихся в окружающей среде. Действие на здоровье вредных факторов производственной среды и окружающей среды. Планирование исследований для изучения воздействий на людей. Токсикологические подходы. Интерпретация доказательств о действии экологических и профессиональных вредностей. Экологическая медицина для клинициста. Пятнадцатиминутная консультация. Где встречаются три дисциплины. Описание случаев: оценка и управление рисками. Случаи в зависимости от агента и воздействия

 

Организация обучения

Базовые теоретические курсы (144 часа, в течение 2-х летней ординатуры):

Базовые курсы: 4-семестра 2-кредитных часа

ПЛЮС

Курсы ДО:

Основы биостатистики (36 ЧЭОО [1] )

Основы экономики здоровья (36 ЧЭОО)

Основы эпидемиологии (36 ЧЭОО) (*) [2]

Основы медицинской информатики (36 ЧЭОО)

И

По крайней мере один курс ДО

Профилактика: Комплексный подход к планированию профилактических мероприятий (*)

Экономика здоровья: Экономика здоровья и приоритезация в здравоохранении

Эпидемиология: Основы математической эпидемиологии (*)

Профилактика: Разработка профилактических программ (крс ММА, адаптированный)

ИЛИ

Два модуля:

Биология возбудителя и эпидемии (*) + Женское здоровье: Контрацепция (*)

Практические навыки:



[1] ЧЭОО – часы, эквивалентные очному обучению

[2] (*) – в настоящий момент уже подготовлены