Человек иногда спотыкается об истину, но чаще всего ему удается удержать баланс и он проходит мимо

У.Черчилль

Знания бывают двух типов - мы сами знаем данную тему или мы знаем, где найти информацию о ней

С.Джонсон


Политики и военные уже давно убедились в справедливости слов британского премьер-министра Бенджамина Дизраели о том, что "тот, кто имеет наибольшую информацию, имеет наибольший успех в жизни". История ХХ века дает достаточно примеров высокой стоимости информации, причем как в денежном исчислении, так и в человеческих жизнях. Информационные войны, шпионские страсти, войны компроматов показывают, что может сделать с человеком и даже государством адекватная (или неадекватная) информация. Еще не так давно, в своей статье "Silence is commons" один из наиболее жестких критиков современного социального уклада - Айван Илич сетовал, что современное общество предпочитает системы информации типа "один ко многим", когда, как, например в радио или телевидении, один человек (или группа людей) сообщают свою точку зрения многим которые, в свою очередь, фактически лишаются права голоса. И вот, в середине 90х годов произошла революция. Появилась новая информационная среда - всемирная паутина. Зародившись как проект по защите командных систем и сохранении управляемости в стране в случае начала ядерной войны, глобальная компьютерная сеть почти 20 лет существовала как некий ускоренный аналог почтовой службы плюс набор специализированных систем, которми пользовались, в основном, студенты университетов и военные. Однако в 1993 году все изменилось, когда была предложена гипертекстовая среда (знаменитый язык HTML) и появилась всемирная паутина - World Wide Web.

Успех всемирной паутины объясняется не глобальностью ее охвата и не высоко-технологичной начинкой составляющих ее компонент, а двумя вещами - легкостью доступа к расположенной в сети информации (1) и легкостью самостоятельного размещения информации в паутине (2). Эти два фактора вместе практически реализуют мечту Илича о среде, где каждый мог бы говорить с каждым, как при общении людей в маленькой деревушке. Иными словами, Интернет и Всемирная паутина действительно превращают мир в глобальную деревню.

Однако здесь таятся и свои подводные камни - деревня-то громадная, сейчас одна только поисковая машина Google индексирует более 2 триллионов страниц с информацией. Как тут найти то, что тебе нужно? И второе - старая русская поговорка гласит "язык без костей, что хочет, то и мелет". Информация в Интернет не рецензируется, а соответственно, нет никакой гарантии, что человек, поместивший ее не является лжецом (или, как по выражению Э.Бурке не слишком "экономен с истиной").

Решение первой задачи немного легче. Поскольку данная проблема стоит уже довольно давно (поиск необходимой информации в больших хранилищах данных), то ее решения отрабатываются на протяжении достаточно длительного промежутка времени. Технически эта задача также проще, поскольку определение того, что есть истина не намного ближе к своему решению, чем она была в те времена, когда Понтий Пилат утверждал, что у каждого есть его истина. Методология поиска в настоящий момент является техническим навыком, который можно развить и использовать для работы.

В то же время нельзя не отметить, что без нахождения разнообразной информации, ее суммирования и критической оценки приближение к истине невозможно и поэтому вторая задача оценки информации - ее правдивость, не может быть решена при отсутствующих навыках поиска.

В настоящий момент поиск информации становится выгодным бизнесом. По мере того, как растут размеры всемирной сети, найти в ней информацию становится все сложнее без помощи специальных программ, а их создатели все чаще размешают в начале отчета о результатах поиска ссылки на те источники информации, хозяева которых заплатили владельцам поисковой системы (т.н. спонсированные ссылки). Как отметил один из экспертов, комментируя падение котировок акций компании Overture после того, как America Online решила использовать в качестве основной поисковой системы Google, "это еще раз подчеркивает, насколько прибыльным является поисковый бизнес"

В настоящий момент для специалиста-медика важнейшим из размешенных во Всемирной паутине ресурсов является библиографическая база Национальной Медицинской библиотеки США MEDLINE

Поиск информации в MEDLINE

Система PubMed является поисковой системой, разработанной для работы с базами данных MEDLINE, поддерживаемыми Национальной медицинской библиотекой США. Разработка базы данных библиографической системы Национальной медицинской библиотеки США началось в 60х годах и она была названа MEDLARS (английской сокращение названия "Система анализа и получения медицинской литературы" - MEDical Literature Analysis and Retrival System). В начале 70х годов, с появлением Интернет, был организован непосредственный доступ к компьютерам NLM, в основном, с компьютеров, установленных в библиотеках различных университетов США. Система доступа через вычислительные сети получила название MEDLARS ON-LINE или, сокращенно, MEDLINE.

Одновременно (в начале 70х) были разработаны программы доступа к базе данных, одна из них называлась PubMed (Publications in Medicine публикации в медицине или MEDLINE) и Internet Grateful Med (в принципе переводится как "благодарный Интернету медик", однако на самом деле название было составлено таким образом, чтобы быть созвучным популярной в то время рок-группе Grateful Dead - "благодарный мертвец").

Длительное время доступ к базам данных NLM являлся платным и очень дорогостоящим. Поэтому ряд независимых поставщиков покупали эту базу данных и снабжали ее своей поисковой системой, таким образом появилась одна из самых популярных до середины 90х годов система OVID MEDLINE.

Сама база данных также непрерывно совершенствовалась. В середине 60х годов начались работы по созданию специализированного медицинского словаря, который мог бы использоваться для индексирования и поиска информации в MEDLARS. В этой связи ссылки, которые были внесены в систему до 1965 года индексированы иным способом, нежели ссылки более поздних периодов. Эта часть иногда называется "старый MEDLINE". С середины 70х годов в базу данных стали вноситься краткие резюме опубликованных работ, вначале только для небольшого количества журналов, теперь же большинство библиографических ссылок в MEDLARS снабжены реферативной информацией.

С развитием медицинской науки словарь терминов усложнялся, новые термины появлялись, уточнялись, и это требовало дополнительных усилий по поддержанию базы данных. Так, например, к началу 90х годов в литературе накопилось достаточное количество публикаций, в которых в качестве дизайна исследования использовались рандомизированные клинические испытания. Однако многие публикации, выпущенные ранее, не имели соответствующего ключевого слова, и поэтому совершающий поиск исследователь мог их пропустить. В 1993 году группа специалистов, входивших в Кохрановское сотрудничество (Cochrane Collaboration), разработало весьма сложную стратегию поиска, которая позволила найти большое количество ссылок (250,000), предположительно содержавших информацию о рандомизированных клинических испытаниях (РКИ). Затем они вручную просмотрели все эти ссылки и разбили их на три группы - точно РКИ, предположительно РКИ и точно не РКИ. Информация о 70,000 РКИ была передана в национальную медицинскую библиотеку, и ее сотрудники перекодировали все публикации таким образом, чтобы в них правильно указывался тип исследования. До осуществления данного проекта в MEDLINE было менее 20,000 ссылок на РКИ, а сам термин был введен только в 1991 году, хотя данные исследования публиковались с середины 50х годов. После завершения этого проекта поиск информации о РКИ в MEDLINE резко облегчился и стал значительно более полным. К сожалению, подобной работы для других типов исследований не проделывалось, поэтому полное нахождение публикаций с другим типом дизайна несколько сложнее (правда, следует указать, что в иерархии доказательности РКИ стоят на самом первом месте).

Для того, чтобы адекватно искать информацию в системе MEDLINE необходимо разбираться в ее структуре и знать язык запросов соответствующей поисковой системы (например PubMed).

Язык запросов построен относительно просто. Существует несколько основных полей, слова в которых описывают содержание статьи, для того, чтобы система могла отличить, по какому полю необходимо совершать поиск идентификатор поля указывается вслед за словом или словосочетанием в квадратных скобках. Результаты поиска могут комбинироваться с учетом правил Булевой алгебры.

Далее...