Российский рынок, pardon, презервативов

Ведомости 05.12.00

Испробовав на себе красочно упакованные азиатские изделия №2, российские мужчины убедились в том, что они не подходят им по размеру. Отечественные производители презервативов считают, что именно поэтому объемы продаж их фабрик стремительно растут.

На днях один из крупнейших местных производителей - завод Латекс в городе Волжский - запустит вторую линию и выйдет на полную мощность. А компания Химэнерго, которая в конце октября купила контрольный пакет крупнейшего по мощности производителя в стране - АО Эластомер в Серпухове, - собирается удвоить российский выпуск презервативов.

Последние пять лет отечественная индустрия по выпуску презервативов только сдавала свои позиции. Построенный по приказу Лаврентия Берии в 1936 г. крупнейший в СССР завод резинотехнических изделий в подмосковной Баковке в середине девяностых перенес производства презервативов во Вьетнам. Там совместно с компанией Laprodex он выпускает презервативы Intimity. В середине девяностых останавливал свое производство и завод 'Латекс' в городе Волжский (Волгоградская область). Единственным крупным предприятием, занимавшимся выпуском изделий №2 в России, в течение пяти последних лет был Армавирский завод резинотехнических изделий. По данным Гильдии производителей медицинских изделий и оборудования, в России ежемесячно выпускают 11 млн презервативов. В Армавире делают 4 млн, в Волжском - около 2 млн.

Ситуация стала меняться в лучшую сторону в начале 2000 года. Тогда, по словам генерального директора Латекса Олега Таубе, завод резинотехнических изделий реконструировал и запустил старую линию по выпуску кондомов. "Мы делаем сегодня 2 млн изделий в месяц, а к началу будущего года удвоим производство" - говорит Таубе. В прошлом году основными товарами предприятия были хирургические перчатки и другие резинотехнические изделия.

Маркетологи из Волгограда не ломали голову над названием торговой марки. По словам Таубе, презервативы Латекс по цене 2,5 рубля за штуку стали пользоваться спросом и успешно конкурировать с изделиями азиатского производства.

"Наши изделия удобнее, ведь мы пользуемся российским ГОСТом" -говорит Таубе. Российский ГОСТ предусматривает, что диаметр презерватива должен быть 50 мм, а длина - 120 (по всей видимости ошибка авторов статьи: ГОСТ 4645-81 предусматривает минимальную длину в 170 мм - СП). Азиатский кондом меньше в диаметре и короче (его размер - 35 на 100 миллиметров).

Реконструкция первой линии обошлась Латексу всего в 200 000 руб., а на то, чтобы запустить к концу года вторую линию, предприятие затратит около 300 000 руб. "Мы чувствуем, что на рынке огромный спрос, и мы не можем его насытить" - говорит Таубе.

Этот спрос еще в начале девяностых предвидело правительство СССР. В рамках программы по борьбе распространением СПИДа оно потратило около $12 млн на закупку японской линии Okamoto мощностью 238 млн презервативов в год. Тогда же линию, установленную на серпуховском заводе Эластомер, законсервировали.

В конце октября контрольный пакет акций Эластомера приобрела у физических лиц компания Химэнерго, которая занимается поставкой ГСМ на ряд электростанций. По словам Станислава Алещенко, руководителя проекта, за 55% акций предприятия Химэнерго, годовой оборот которого составляет $7 млн, заплатил около $500 000. Еще в $300 000 Химэнерго обошлись долги предприятия - в местный бюджет и по заработной плате.

Треть акций завода до сих пор контролируется бывшим директором предприятия Анатолием Молодовым, а остальные распылены между остальными физическими и частными лицами, говорит Алещенко.

Алещенко надеется запустить Эластомер к середине будущего года. "Полностью мы собираемся освоить мощности через два года" - говорит Алещенко. Предприятие планирует дополнительно инвестировать в развитие резинового проекта около $1 млн. Пачку из трех презервативов планируют продавать по 10-15 рублей - в три раза дешевле, чем Durex или Innotex. До 2/3 в цене презерватива составляют стоимость упаковки и реклама. "Мы будем на этом экономить" - говорит руководитель проекта.

Планы по развертыванию производства в России пока не беспокоят импортеров, позиции которых по-прежнему сильны. Лидирующей маркой на рынке является De Luxe - продукцией под этой маркой пользуются 24% опрошенных. Innotex и Durex используют 18% и 13% потребителей.

"Мы пока не чувствуем влияния российских производителей. Покупатель больше доверяет импортной продукции" - говорит Ольга Арциманова, сотрудник отдела продаж компании Медком-М. Начальник отдела маркетинга Баковского завода Любовь Гусарова полагает, что будущее - тоже за импортными презервативами. Самое главное здесь - технологии и сырье. В России нет своего латекса, и преимущества будут у импортеров, - говорит Гусарова.

Впрочем, Алещенко связывает свои надежды с серьезным увеличением интереса потребителей к презервативам. В третьем квартале этого года всего 14,6% россиян пользовались этим видом контрацептива.